Езжу на шипованной резине
Называть беседу с Яроном сухим словом «интервью» как-то обидно. Перед тобой сидит живой человек с хорошим чувством юмора. А уж когда иностранец машинально вставляет в свою речь русские термины и начинает рассказывать, чем трасса «Екатеринбург – Челябинск» отличается от дороги «Москва – Смоленск», то невольно проникаешься к нему симпатией. Ярон прекрасно понимает по-русски, но общаться предпочитает на английском, держа родной язык в запасе. Кстати, кто он по образованию – инженер или, скорее, продавец?
– Инженер! – кивает Ярон. – И… продавец тоже. В шинах есть специфика: покрышку нельзя просто выложить на прилавок и ждать, что ее кто-то купит. Таких покупателей, которые заранее знают, зачем пришли в магазин, всего 20% – остальным же нужно помогать. Но шины лидеров рынка сегодня не так уж сильно отличаются друг от друга, поэтому мы предлагаем нашим дилерам целый пакет услуг – логистику, транспорт и т.п. А они уже должны знать все – и про машины, и состояние рынка, и про запросы потребителей. Если тебе все это интересно, значит ты – продавец!
А как насчет конкурентов, Ярон? Сильно мешают?
– Без конкуренции нормальная работа вообще невозможна! – мотает головой герр Видмайер. – Когда одна компания управляет всем – это всегда плохо: конкуренты очень нужны! К тому же мы ведем бизнес с теми, кто общается не только с нами, но и с другими производителями. Не уважаешь конкурента – значит, обижаешь клиента… Конечно, нам хочется побеждать в рыночной борьбе, но – обязательно честно. Проблемы у всех, в общем-то, схожие, и это интересно.
А кто сегодня лидирует на шинном рынке? Здесь короткого ответа нет: шины бывают подороже и подешевле, для легковушек и для грузовиков, для зимы и лета… Ярон полагает, что в России несколько ведущих брендов. Скажем, для зимы – это «Нокиан»: они давно на рынке, а скандинавское происхождение – большой плюс для россиян. «Мишлен» – это нечто глобальное и сильное, причем для любого транспорта. «Континенталь»? Ну, это сразу ассоциируется с Германией – и это хорошо! «Гиславед» – это тоже Скандинавия… «Бриджстоун» – спортивный бренд, недаром они спонсируют формулу 1. «Гудьир» сейчас воспринимается как американский товар, а здесь это не очень «катит». «Амтел» хорошо вложился в коммуникацию, «Кордиант» много тратит на рекламу…
Как известно, «Континенталь» открывает завод в Нижнекамске. Дело хорошее, но учтен ли печальный опыт общения с московским шинным заводом? Ошибка обошлась фирме в полсотни миллионов долларов…
– Мы ничего не открываем! – поблескивает очками Ярон. – Это Нижнекамск открывает: мы продали туда технологию и оборудование, а они работают на основании соглашения о техподдержке. Кстати, наш покупатель – вовсе не «Нижнекамскшина», а «Татнефть»! Что до потерянных долларов… Ну – жаль, конечно, но именно столько стоит опыт. Никакой трагедии в этом нет – это как с женитьбой… Если один раз не повезло, то не стоит зарекаться на всю оставшуюся жизнь. В конце концов, не все партнеры одинаковые. Мы сумели вовремя остановиться, вместо того, чтобы продолжать выбрасывать деньги в «никуда».
Не спросить немца про «Опель» нельзя. С этим проектом ничего не вышло, зато «Рено», похоже, получает ВАЗ… По крайней мере, читатели думают именно так. Французы выигрывают у сборной Германии?
– Ну, это высокая политика, – вежливо отмахивается Ярон. – Сегодня проиграл, завтра выиграл – это все обычное дело. Уж мы то с вами знаем, что в России нужно достичь чего-то конкретного, прежде чем радоваться забитому голу! А про ВАЗ только и слышишь – то он жив, то он помер, то опять жив. И это тянется давно. Кстати, мы поставляем туда «Барум» – работать надо и в плохие времена. В России невозможно быть сугубо рациональным человеком…
Да, это верно. Кстати, кризис кризисом, а вот наши читатели жаловались, что не могут купить летний «Континенталь»! Это как же?
– А причина простая! – поясняет директор. – Летом дилеры очень осторожно делали заказы и перестраховались с некоторыми размерами шин. Вот их банально кому-то и не хватило.
Ярон прекрасно знает о тучах, сгустившихся в России над шипованной резиной. Однако судиться из-за этого ни с кем не собирается, хотя бизнес может и пострадать.
– Суд – это не решение проблемы! – поясняет он. – Лучше постоянно объяснять всеми доступными способами последствия того или иного решения. Скажем, в Германии был прецедент, когда общими усилиями сумели убедить всех пользователей приурочивать замену резины к семиградусной отметке на термометре! Не сменил? Тогда не удивляйся, если при аварии возникнут проблемы с получением страховки… Лично я езжу в России на шипованной резине, потому что это безопаснее. Пять метров тормозного пути никому еще не мешали… Даже если убедиться в этом на практике придется всего однажды.
Интересно, а чье влияние на облик новой покрышки сильнее – дизайнера или инженера? Не секрет, что многие покупатели просто «клюют» на необычный рисунок протектора – так не лукавят ли производители, выдавая замысловатый орнамент за чисто конструкторское достижение?
– Нет! – уверенно мотает головой Генеральный. – Безусловно, дизайн крайне важен, но при этом он вторичен. Действительно, многие покупатели не желают брать «некрасивые», с их точки зрения, шины, но одной только эффектной внешностью рынок не завоевать. Нужна иная аргументация. Покупателю важнее наше лидерство в различных тестах, нежели один только броский имидж.
Станут ли шины со временем одинаковыми? «Дайте мне зимнюю!» – и этим все сказано… Ярон убежден, что нет. Снег, дождь, вода – все это требует своей, уникальной специфики, заложенной в конструкцию покрышки. Или, к примеру, взять шум, на который еще шесть лет назад вообще не обращали внимания. Современные авто стали тихими, а потому излишне «разговорчивые» шины сразу же потеряли своего клиента. А новые европейские требования по маркировке уже затрагивают не только шумность, но и мокрые дороги, а также сопротивление качению…
– У России и Германии много общего, – отмечает Ярон. – И там, и там люди любят читать про автомобили, причем интерес россиян выше! Их волнуют технические вопросы, а не только красивые картинки. Здесь не смотрят на наш продукт как на что-то круглое и черное – и это приятно.
С Новым годом, герр Видмайер!