А как губернатор любил скорость!
Легкий снежок, подгоняемый ветром, заносит гору цветов и венков. Словно вырастая из них, ввысь тянется огромный деревянный крест, на нем три фотографии. Проезжающий мимо грузовик притормаживает и сигналит два раза. На этом месте полгода назад погибли губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов, его водитель и охранник. Тогда известие об аварии потрясло страну. В августе социологи Аналитического центра Юрия Левады провели опрос. Более половины (52%) опрошенных россиян посчитали ДТП покушением на жизнь, и только 34% назвали это несчастным случаем. Особенно эмоционально отстаивала первую версию часть жителей Алтайского края, на глазах которых разыгрывалась драма короткого правления губернатора Евдокимова. С момента аварии страсти немного улеглись – пришло время спокойно разобраться в причинах этой драмы. Именно в причинах. Вину же установит суд, который проходит в эти месяцы на Алтае.
ПРОКЛЯТОЕ МЕСТО
Барнаул, конец декабря. Предновогоднее настроение чувствуется во всем. Таксист везет меня по городу, попутно вываливая кучу местной информации, но о том, что в Зональном суде слушается дело о гибели губернатора – молчок. Не выдерживаю, интересуюсь: «А что слышно о деле Евдокимова?» Пожилой таксист заметно грустнеет: «Я так, брат, думаю – убили его. Специально аварию подстроили…»
За время командировки я встречался со многими, так или иначе причастными к этому делу или просто знавшими Евдокимова. Касались разного, но все сходились в одном: покойный страсть как любил быструю езду…
Вот что думает по этому поводу депутат Государственной думы РФ Леонид Хвоинский, бывший главный дорожник Алтайского края:
– Я как только узнал об этом происшествии, сразу представил себе всю картину. Хорошо знаю этот перекресток, сам не раз был там свидетелем неприятных ситуаций. Как раз перед ним горка и видимость из-за этого ограниченная – метров 300, не больше. Скорость, как я понимаю, у автомобиля губернатора была очень высокой. Он любил быстро ездить… Поэтому водитель мог и не увидеть автомобиля, который поворачивал на второстепенную дорогу, мог не сразу среагировать. Потом, когда мне показали схему аварии, понял, что все именно так и произошло. Какое-то роковое стечение обстоятельств – именно в эту минуту в этой точке оказались два автомобиля… А виной всему была, я думаю, высокая скорость «Мерседеса». Других там причин нет. И то, что сейчас обсуждают, мол, виноват «правый руль» или другие версии – не вижу для этого ровным счетом никаких оснований.
С депутатом солидарен начальник ГУП «Алтайавтодор» Сергей Толстенев:
– С покойным губернатором у нас были нормальные отношения. Он сразу же после избрания сказал, что будет развивать сеть дорог, интересовался нашими делами. Как-то сдавали мы один участок после реконструкции. Разъезжались уже под вечер, так я за ним на «Волге» не угнался. До «ста шестидесяти» мы еще держались, хотя водитель у меня хороший, а затем отстали. А Евдокимов подшучивал потом: «Не смогли догнать»… Про «специально подстроенную аварию» скажу одно – глупость. Участок дороги там широкий, опять же, воскресенье, утро, машин мало. Думаю, просто вот так нелепо вышло. Зуев, водитель губернаторский, мог спокойно вправо принять и объехать «Тойоту». Опыта, видно, не хватило…
Глава Зонального района Алтайского края Владимир Копылов:
– Я в тот день из Буланихи возвращался, сенокос был в разгаре. Гляжу – авария, большая иномарка выбила бетонный столбик ограждения и упала в кювет, вокруг люди суетятся… Вообще, участок Буланиха – Шубинка – проклятое место, все время там машины бьются. Присмотрелся – это ж губернаторский «Мерседес»! Вызвали сразу милицию, «скорую», пожарных. Михаил Сергеевич лежал рядом с машиной, правая дверь задняя была открыта. Мы его с ребятами накрыли простыней. Жалко его и тех, кто с ним погиб. И парня этого – Щербинский, что ли? – тоже жалко.
Лариса Васильева, обозреватель краевой газеты «Свободный курс»:
– Слухов по краю ходит – полным-полно. Процесс-то закрытый! По делу проходят 43 свидетеля, подшиты аж четыре (!) схемы ДТП, однако большой ясности пока все равно нет. Нам в газету уже раз пять звонили, что будто бы видели Михаила Сергеевича, похудевшего, но живого…
«СТРЕЛОЧНИК»
Версий много, но в качестве обвиняемого по делу проходит всего один человек – водитель иномарки с правым рулем, оказавшейся на месте аварии, Олег Щербинский – железнодорожный рабочий. Уголовное дело возбуждено по статье 264, часть 3 УК РФ – «Нарушение правил безопасности дорожного движения, повлекшее по неосторожности гибель двух и более человек». Следователи утверждают, что Щербинский обязан был пропустить машину со спецсигналом и не мешать обгону – у него, мол, было время, чтобы изменить ситуацию. Если суд признает водителя «Тойоты» виновным, ему грозит до семи лет лишения свободы…
Виктор Клепиков, доверенное лицо обвиняемого:
– Кто мы Щербинскому? Да никто. Просто, как узнали, в чем его обвиняют, что даже есть заключение на 116 страниц, сами нашли Олега и предложили ему посильную помощь. Он тогда уже гараж продал, чтобы адвоката нанять. Кинули мы клич на нескольких сайтах в интернете, народ отозвался, деньги собирать начали. На них покупаем билеты адвокату из Москвы, оплачиваем ему и проживание в гостинице (за ведение дела он брать отказался). Еще одного адвоката предоставил профсоюз железнодорожников. После этого Олег, как мне кажется, снова поверил в себя, в людей.
Андрей Карпов, тот самый столичный адвокат, уверен, что его подопечного просто решили «назначить» виновником аварии.
– Это – обычное ДТП, согласитесь, но ведь погиб губернатор! Значит, должен быть и виновник. Им решили «назначить» Олега Щербинского. Тем более что он идеально подходит по «анкетным данным» – в прошлом был судим (правда, судимость та давно снята), а водительский стаж – меньше года. Плюс – «неправильная» машина с правым рулем, из-за чего он, якобы, мог не увидеть приближающийся лимузин губернатора. А он совершенно нормальный, обычный мужик, который в свой праздник – День железнодорожника – ехал с женой и детьми на озеро. В результате «Тойоту» у него забрали как вещественное доказательство, а заодно изъяли и права, что совершенно незаконно! И даже временного разрешения не дали… Мол, зачем – у него все равно машины больше нет!
…Поселок Чемровка – несколько десятков домов и двухэтажное здание железнодорожной станции. Долго плутаем с таксистом по проселкам – указателей, конечно, нет. Наконец натыкаемся на пивной ларек. Спрашиваю у продавщицы, как найти дом Щербинского. Естественно, его здесь все знают…
– А папы дома нет, он на станцию пошел! – отвечает через дверь детский голосок. Наверное, дочка Олега. Разворачиваюсь и иду на станцию. «Эй, корреспондент, вон он идет, Олег! – кричит мне таксист. – Я его сколько раз по телику видел!» Здороваюсь, объясняю, для чего приехал. На все вопросы получаю односложный ответ: «да», «нет», «не знаю», «не видел». Пытаюсь разговорить мужика, а он вдруг перебивает: «Знаешь, я понял – я виноват в том, что остался жив! Если бы тоже остался там лежать – другое дело, всем было бы хорошо, а так…» Потом закуривает и продолжает: «Дорога там под уклон. Поглядел на горку в зеркало – никого, ну и стал поворачивать, тут треск, удар. Я и не понял, кто мимо меня пролетел! Ну не видел я его, не видел!»
КАКОЙ РУССКИЙ НЕ ЛЮБИТ БЫСТРОЙ ЕЗДЫ?..
…
А если еще машина мощная, и номер на ней непростой, и проблесковый маячок имеется, и ты не рядовой человек, а чиновник самого высокого ранга? Похоже, все это, вместе взятое – причина того, что начинаешь терять чувство реальности и на место его приходит другое – чувство вседозволенности. Что мне все остальные на дороге, что мне правила и ГАИ мне не указ! В провинции это приобретает еще более уродливые формы, чем в столицах. Кто из нас может вспомнить хоть один случай, чтобы за превышение скорости был оштрафован высокопоставленный чиновник или хотя бы его водитель? Ау!.. Нет таких данных, а если и есть, то держат их под грифом «совершенно секретно».
Кто виноват в смерти губернатора Алтайского края, знаменитого артиста Михаила Евдокимова, его охранника Александра Устинова и водителя Ивана Зуева, должен, повторяю, решить суд. Мы вправе говорить лишь о причинах, которые привели к трагедии. Уже известно, что «Мерседес» буквально летел по узкому шоссе со скоростью «не менее 149 км/час», как показала последняя экспертиза, что водитель Зуев много лет был… шофером автобуса и, насколько известно, не проходил никаких курсов спецподготовки для тех, кто возит VIP-персон. И наконец, что все находившиеся в «Мерседесе» – и водитель, и пассажиры – не были пристегнуты ремнями безопасности… Отсюда следует: погибли они не от столкновения с «Тойотой» (одна машина лишь «чиркнула» о другую), а от того, что были не пристегнуты! Иначе последствия ДТП были бы совсем другими…
Пока следствие упорно ищет «стрелочника» и даже, возможно, его найдет и примерно-показательно накажет. Только как это повлияет на общий уровень аварийности в России, самый высокий в Европе, между прочим? Да никак, это любой скажет. Потому что можно сколь угодно долго и успешно бороться с последствиями происшествий, причины их не исчезнут. Пока будут по городам и трассам носиться с безумной скоростью гордые лимузины, которым «все дозволено», – будут регулярно появляться на обочинах кресты. И не только потому, что бьются те, кто в них едет (см. список выше), но еще и потому, что, глядя на них, многие другие решают, что правила писаны и не для них... Какой русский не любит быстрой езды, да еще чтобы ремни не сковывали свободы полета...
СПИСОК ДТП С УЧАСТИЕМ VIP-ПЕРСОН В 2005 ГОДУ