Кого кормит «бесплатная» эвакуация?
Понятно, что водителям такая перспектива не нравится. Действительно ли эвакуация убыточна, на примере столицы попытался разобраться Сергей Смирнов. Фото автора и Константина Якубова.
Действующая сейчас система эвакуации в Москве – уже третья по счету. Первые две, по мнению столичных чиновников, провалились как раз из-за коммерческой составляющей. Мол, уполномоченные предприятия вместо того, чтобы наводить порядок на дорогах, погнались за длинным рублем. Шквал жалоб автовладельцев заставил правительство столицы принимать срочные меры. И вот в 2005 году появилось на свет государственное учреждение «Городская служба перемещения транспортных средств» (ГУ «ГСПТС»).
Головной офис компании делит здание с отдельным батальоном ДПС (его инспекторы оформляют задержание автомобилей) в Проектируемом проезде 5113. Кстати, разрешение на выдачу машины можно получить лишь здесь и на улице Дурова.
ВИД ИЗНУТРИ
Первый этаж здания занимает… ремонтная зона,оборудованная, кстати, по последнему слову техники. Работа идет круглосуточно, ведь эвакуаторы на базе дохловатого «Бычка» требуют постоянного ухода. Забота не помогает: из 100 машин в рабочем состоянии – лишь половина. Остальные стоят во дворе – нуждаются в серьезном ремонте или вовсе разукомплектованы.
Этажом выше располагается диспетчерский пункт службы эвакуации. Десяток сотрудников обеспечивают круглосуточную телефонную связь с водителями эвакуаторов и теми несчастными, чьи автомобили утащили на спецстоянки. На огромном мониторе в режиме реального времени отражается движение всех спецмашин – в каждой стоит специальный датчик. По ходу операции цвет лампочки на карте меняется: вот машину нарушителя грузят, везут, разгружают… По словам руководителя предприятия Сергея Лукьянова, следить за этим необходимо, чтобы исключить саму возможность незаконных действий водителя эвакуатора. С этим в ГСПТС борются жестко. Если подобная информация поступает к руководству и подтверждается, такого водителя сразу увольняют. А место терять нынче никому не охота. Тем более когда средняя зарплата достигает 50 тыс. рублей. Всего же в штате службы трудится около 900 человек.
Сейчас в городе функционируют 12 специализированных стоянок для задержанных авто. Стоянок хватает (по нашей информации, у ГСПТС есть даже резервные – больше десятка!), а вот эвакуаторов, по словам директора службы, нужно бы иметь больше. Однако рассчитывать на пополнение парка не приходится: бюджет на этот год и на 2010-й, по словам руководителя, урезали.
ВЗГЛЯД СБОКУ
Тут мы и подошли к самому главному вопросу. Новое здание, современное электронное оборудование, солидный штат, уйма техники (часть которой даже не используется)… Сколько же город тратит на содержание такой службы? Но этот вопрос, увы, остался без ответа. На официальные запросы редакции ни ГСПТС, ни департамент жилищно-коммунального хозяйства, ни департамент финансов не ответили. Вернее, просто отфутболили по традиционной бюрократической схеме: ГСПТС переадресовала в ЖКХ, те – к финансистам, оттуда вопрос передали в пресс-службу, а там, как водится, замкнули цепочку в кольцо: посоветовали обратиться в ГСПТС. В итоге информации нам не дали, ссылаясь на какие-то инструкции. Но, по сообщениям СМИ, на первом этапе существования эвакуация влетала бюджету Москвы в 700 млн. рублей ежегодно. Причем водители возвращали в казну лишь 8 млн. – большинство нарушителей успевали вызволить авто в первые сутки, когда за стоянку платить не надо. Далее, по неофициальной информации, финансирование увеличилось, в этом году из бюджета города выделили около 1,3 млрд. рублей на содержание службы!
Попробуем оценить эффективность ее работы. Ежедневно один эвакуатор перевозит до 10 автомобилей, и за год, по информации ГСПТС, на штрафстоянки перемещают около 180 тыс. машин. В итоге получается, что перевозка одного неправильно припаркованного автомобиля обходится казне города… в 7,2 тыс. рублей! Даже если взять официальную цифру, то есть 700 млн., то одна эвакуация стоит городскому бюджету 3,9 тыс. рублей. Между тем, в Интернете и СМИ полно объявлений с предложением услуг частного эвакуатора в Москве («Срочно! В любой конец города!») за 1,3–1,5 тыс. рублей. Но частники свои деньги зарабатывают, а вот муниципальную службу, похоже, волнует только выполнение плана и финансирование, а не ликвидация заторов на улицах.
Так возникло два вопроса. Первый: нужна ли современному городу служба эвакуации неправильно припаркованных машин? Опыт зарубежных мегаполисов определенно говорит: да, нужна. Вопрос второй: какой должна быть эта служба? И тут московские власти дают однозначный ответ: современной, но при этом очень дорогой и не слишком эффективной (таково, увы, большинство столичных проектов). На деньги, которые щедро тратятся из бюджета Москвы на содержание службы, можно было бы создать десятки столь необходимых парковок (из-за их отсутствия автовладельцы, собственно, и вынуждены парковаться где придется). А на оставшиеся следовало бы нанять молодых девушек, одеть их в красивую форму – и пусть, как за границей, выдают штрафные квитанции нарушителям правил.
Может, тогда количество пробок в городе уменьшится?
ВЗГЛЯД СНИЗУ
Вот несколько типичных историй из Интернета.
Подруга оставила свой «Сузуки» возле клуба на Таганке. Вышла в час ночи – а машины нет. Пыталась дозвонится по всем известным телефонам службы эвакуации, везде было занято наглухо. Подъехал таксист (как специально ждал!), предложил помощь. Сразу повез в ГАИ на улице Дурова. Она оказалась пятнадцатой в очереди, в которой и провела три часа, пока не получила заветного разрешения. Таксист, добрый мужик, как и договаривались, приехал по первому звонку и отвез на штрафстоянку в Текстильщики. Оттуда подруга вернулась домой в пять утра, но на своем «Сузуки». Обошлась ей неправильная парковка в 1300 рубликов (тысяча – таксисту, три сотни – штраф). Видимо, все участники бизнес-цепочки свою роль выучили хорошо…
Увидев неправильно припаркованную машину, сотрудники ДПС вызвали эвакуатор. В момент, когда он подъехал, появился владелец автомобиля. Если руководствоваться законом, водитель должен был самостоятельно отогнать машину и заплатить штраф – эвакуация в присутствии владельца запрещена. Но попробуйте-ка остановить сотрудников ГИБДД, когда процесс пошел… На видеозаписи, которую сделал случайный свидетель (ее потом крутили по питерскому ТВ), автомобилист требует оставить машину на месте, забирается на эвакуатор. Поскольку увозить транспортное средство с человеком на борту – это тоже нарушение закона, люди в форме решили перейти к активным действиям. Сначала они повалили на землю водителя – пожилого мужчину, а потом и его жену, заломили им руки, обыскали карманы – чем не контртеррористическая операция?..
Эвакуировали машину с формулировкой «мешала проезду других ТС». Сфотографировал это место со всех сторон. На снимках видно, что здесь никто не ездит!!! И машины припаркованные никому не мешают. В ГАИ даже смотреть на фотографии не стали – предложили пойти в суд. Только заранее ясно, каким будет решение суда: «Нет оснований не доверять показаниям сотрудника ГИБДД».
Сотрудница наша оставила машину под знаком «Остановка запрещена», выходит из магазина, смотрит – а там уже оформляют. Ей даже не дали подойти к машине, чтобы устранить нарушение на месте (возможность этого предусмотрена Правилами дорожного движения). Она готова была оплатить штраф – но кто ее услышал? Я попытался объяснить сотруднику ГАИ, что он не прав, что такие действия незаконны. Даже звонил в прокуратуру, но – никакого результата.