Пальцем в небо

Пальцем в небо

Что самое главное в навигации? Известно – карты! Точные и своевременно обновляемые. Новые улицы, развязки, дорожные знаки появляются в мегаполисе едва ли не еженедельно. Характеристики GPS-приемников важны, но не определяющи. Во всех трех устройствах, взятых нами на тест, использован приемник на основе набора микросхем SiRF Star III – на сегодняшний день наиболее современного и чувствительного среди бытовых систем. А результаты поиска спутников оказались тем не менее различны. Pocket Navigator и Bluetooth GPS продемонстрировали в целом хороший уровень приема (даже несмотря на то, что высоко над горизонтом во время тестовых поездок находились всего два спутника GPS). Но Garmin Nu..vi просто творил чудеса и «терялся» (а это, увы, случается с каждым штурманом) гораздо реже!

POCKET Navigator PN-169

Если у вас нет карманного компьютера и навигационную проблему надо решать с нуля, альтернативу Pocket Navigator PN-169 за 539 долларов может составить только более старая модель PN-168RS за 490.

В яркой коробке сам компьютер со встроенным GPS-приемником, SD-карточка с программой Pocket GPS PRO MOSCOW 2.0, сетевое зарядное устройство с переходниками, автомобильный держатель и шнур питания, а также внешняя антенна GPS. Последняя пригодится, если на автомобиле установлено атермальное или обогреваемое ветровое стекло с металлической пленкой, которая ухудшает прием спутниковых сигналов.

Сборка и монтаж проблем не вызывают, навигационная программа запускается сразу после установки карточки. Остается взять в руки стилус и составить маршрут. Важно помнить инструкцию: так, названия улиц из двух слов надо вводить в строгой последовательности. Например, «Академика Капицы», а не «Капицы». Впрочем, если вы путаетесь в ученых и воинских званиях, можно поставить символ «*» перед фамилией… Остается набрать номер дома. Список с учетом строений, корпусов и дробных наименований система выдаст сама. Можно ввести адрес и прямо с карты, ткнув в нужное место стилусом. Устройство на 10–15 секунд задумывается – и выдает маршрут.

Едем, внимательно прислушиваясь к голосовым командам. В медленном потоке это несложно: инструкции подаются за 160 м до поворота. Для центра столицы упреждение оптимально, а вот на скоростных магистралях запас мал: не успеваешь перестроиться. В экспертном режиме можно настроить и двойное предупреждение на любой дистанции. Но все же удобнее было бы получать команды в зависимости от скорости движения: примерно за 30 секунд до начала маневра…

Изрядно поколесив по столице и посетив «нужные» адреса, приходим к выводу: лучше всего Pocket GPS PRO MOSCOW 2.0 (v 2.4.6.R_PN) дается поиск нужного адреса на окраинах столицы. Программа отлично ориентируется в многочисленных «корпусах», «строениях» и дробных номерах. В переулках центра Москвы ей не хватает точности. Хотя грубых ошибок почти нет: например, абсолютное большинство улиц с односторонним движением воспринимается верно. Замечены белые пятна на третьем кольце – в местах, где для поворота нужно заранее перестроиться на параллельную дорожку, предупреждения об этом нет. Зато на развилке система уверенно командует: «направо через 160 метров». Справедливости ради – в случае ошибки она быстро пересчитывает маршрут.

В экспертном режиме пользователю открывается несметное количество настроек – многие недостатки можно здесь исправить, но это потребует изрядной квалификации. К сожалению, не хватило времени попробовать режим с информацией о пробках и автоматической прокладкой объезда.

GARMIN NUVI 300

Эту фирму представлять не надо – тот, кто хоть раз держал в руках GPS-приемник, наверняка знает марку Garmin. Навигаторы яхтсменов, пилотов, рыболовов, бегунов, автомобилистов – приборы надежные, но недешевые и требующие компетентного пользователя.

Nu..vi 300 на сурового профессионала не похож: аккуратная серебристая коробочка с единственной кнопкой включения и сенсорным экраном. Цена прибора 650 долларов с картой Европы; с загруженной дополнительно картой Москвы и дополнительной картой памяти на 128 мегабайт – 760 долларов. В качестве бонуса дается купон на загрузку еще одной карты по выбору. Без кронштейна Nu..vi упаковывается в небольшой кожаный футляр и поместится в кармане рубашки. Прибор предназначен широкому кругу туристов и помимо главной функции умеет быть словариком, путеводителем, МР3-плейером и устройством для просмотра цифровых фотографий.

Интерфейс пока не русифицирован, но сложностей не возникает. Главное меню состоит всего из трех кнопок. Вольный перевод: «Куда направляемся», «Смотреть карту» и «Набор путешественника». При помощи пальца и экранной клавиатуры выбираем страну, регион, город, улицу и номер дома. После набора части слова Nu..vi подсказывает варианты – проще некуда. Вот только даже редакционный адрес – «Селиверстов пер. 10» – система не знает: привела в соседний дом… Впрочем, главное – не куда, а как! Вы можете выбрать или кратчайший, или скорейший путь (по основным магистралям). Основные магистрали и развязки переданы верно, карта на экране не отягощена многочисленными слоями и строениями, потому очень быстро перерисовывается по мере движения.

Но основной плюс Nu..vi – трехмерный режим, в котором путь показан как бы с высоты полета. Можно не прислушиваться к голосовым командам (на тестовом образце – по-английски), а маневрировать, имея перед собой четкую схему перекрестка с фиолетовой линией искомого маршрута.

На этом оду Nu..vi приходится закончить. Стоило уйти с оживленных магистралей, и ошибки посыпались горохом. На предложение проехать под «кирпич» в начале Измайловского бульвара водителю пришлось ответить отказом. То, что не все Парковые улицы одинаково полезны, а некоторые оканчиваются тупиком, система тоже не знает. Не понравилось поведение в районах новостроек: приведя к нужной улице, Nu..vi стрелкой показывает в глубь квартала и поздравляет с достижением цели. Дальше действовать приходится по привычной схеме: открывать окно и расспрашивать прохожих, как найти дом 15 корпус 2…

WAYFINDER BLUETOOTH GPS+SONYERICSSON P800

Современные карты Европы занимают гигабайты. Для портативных устройств попытка переварить огромный массив данных пока непосильна. Значит, надо ограничиться малым. Но как заранее узнать, какой кусочек карты потребуется?

Если вы выбрали навигацию с системой Wayfinder, это не проблема. Вам потребуется лишь смартфон или достаточно современный мобильный телефон с большим экраном, поддерживающий выполнение программ на языке Java и имеющий Bluetooth, а также GPS-приемник и «лишние» 99 евро. За эту сумму получите соответствующее программное обеспечение и поддержку на год. За 149 евро можно «подписаться» пожизненно. Пожизненно для телефона, разумеется… Итоговый бюджет выглядит так: телефон от 250 долларов, приемник от 160 долларов плюс выбранная схема обслуживания. Плюс еще от 10 до 50 центов в час за передачу данных. Возможно, скоро будет реализована и полная оплата через оператора мобильной связи – 1 евро в день и у вас персональный штурман.

Навигационная программа телефона обрабатывает ваш запрос и отправляет его на интернет-сайт Wayfinder. Там программа рассчитывает маршрут и по мере движения скидывает вам пошаговые инструкции и карты от компании Tele Atlas. Масштаб карты зависит от скорости – чем медленнее, тем лучше прорисованы окрестности. Свое расположение телефон узнает благодаря связи с GPS-приемником.

Откуда в телефоне взялся интернет? Полно вам! Еще спросите, откуда дети берутся! Поверьте, он там есть, правда, не в каждом… Основной минус Wayfinder – система требует полного покрытия одним из сотовых операторов. Нет связи или закончились деньги на счете – нет и навигации. Если вы думаете, что это техника следующего века и в нашей стране не работает, то заблуждаетесь. Мы проверяли, работает, и весьма неплохо. По крайней мере, маршруты в центре столицы были проложены правильно. Кроме того, лишь Wayfinder сумел определить как тупик улицу, обозначенную на всех картах проезжей. Качество маршрутов вполне приемлемое, развязки правильные. Одна беда – старенький SonyEricsson P800 с подсветкой слишком быстро сажает батарейку. Так что без дополнительного питания не обойтись…

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Сделает ли самый совершенный навигатор из новичка за рулем или иногороднего водителя матерого столичного таксиста? Ответ отрицательный. Поможет ли найти нужный адрес? Несомненно. Возможно, не самым быстрым образом, но в точку попадете. На данном этапе определяющим становится не техническое совершенство самого навигатора, а качество и своевременность карты и маршрутизации. И квалификация пользователя: карту, знаете ли, тоже читать надо…

Какой навигатор самый удобный? Конечно же, встроенный в автомобиль. Помимо оптимальной эргономики, большого и яркого экрана, у него есть важнейшее отличие – он использует для определения положения автомобиля не только данные со спутников, но и сигналы с колесных датчиков автомобиля. Это позволяет точно определять положение машины в тоннелях, на многоуровневых развязках, в узких переулках между высокими зданиями – когда уверенный прием спутниковых сигналов невозможен. Но об этом типе навигаторов мы поговорим с конкретными примерами в следующий раз.

POCKET Navigator PN-169 – ПОДАРОК ПРИЯТЕЛЮ-СИСАДМИНУ.

+Многофункциональность, легкость освоения программы в «простом» режиме, подробные карты Москвы и области, способность прокладывать маршрут с учетом пробок, полностью русский интерфейс.

- Пользователю желателен опыт общения с карманным компьютером, большинство настроек доступны только в «экспертном» режиме, в солнечный день недостаточна яркость экрана, для введения адреса требуется стилус, кронштейн крепления не гасит вибрацию.

GARMIN NU..VI 300 – ПОНРАВИТСЯ И КУЗИНЕ ИЗ ВОЛОГДЫ.

+ Многофункциональное устройство, легкость пользования, отличный прием сигнала в сложных условиях, яркий сенсорный экран не требует стилуса, хорошая маршрутизация на карте, 3D-вид.

- Недостаточно подробная карта, присутствуют ошибки в базе объектов, не знает расположения домов внутри кварталов, прокладывает маршруты в основном по крупным магистралям, неправильно считает время прибытия.

WAYFINDER BLUETOOTH GPS+SONYERICSSON P800 – СЮРПРИЗ РУКОВОДИТЕЛЮ IT-ОТДЕЛА. + Подробная карта с автоматическим обновлением, хорошая маршрутизация, быстро прокладывает альтернативный маршрут, совместим со многими смартфонами и телефонами.

- Требует GPRS-связи, увеличивает расходы на мобильный телефон, дорогие Bluetooth GPS-приемники, качество картинки определяется телефоном, требуется тщательная настройка компонентов системы.

Подпишитесь на «За рулем» в