Для дальних странствий
Пришлось подыскать для «Круиза» менее именитых поставщиков и ориентироваться на комплектные шасси. Выбор пал на «Сканию», потом начали работать с более дешевым «Хёндэ». В основе обеих моделей два стальных лонжеронных подрамника. На заднем установлены двигатель, коробка передач, ведущий мост, на переднем – топливные баки, органы управления и управляемый мост.
«Скания» поставляет два двигателя: девятилитровый 300-сильный DC903 или 11-литровый DSC1103 (340 или 380 л.с.). Оба соответствуют нормам Евро III, поэтому проблем с поездками «Круиза» в страны Евросоюза не предвидится. Коробка одна для всех – восьмиступенчатая с демультипликатором и тросовым управлением. Как опцию предлагают электронно-пневматическое управление КП (джойстик), трансмиссионный гидравлический замедлитель (ретардер), передние дисковые тормоза.
Если на шасси «Скании» собрали уже более 50 автобусов, то сотрудничество с корейцами только начинается. Шасси «Хёндэ» при ресурсе миллион километров на треть дешевле шведского. Здесь стоит рядная 13-литровая «шестерка» D6CA мощностью 380 л. с.
Однако на коробке корейцы, похоже, сэкономили – она пятиступенчатая, что для автобуса полной массой 18 тонн маловато. Управление ею – тягой со множеством карданных шарниров. Недостатки такой конструкции – огромный «размазанный» ход рычага и большое усилие при переключении. Зато зимой такой привод не замерзнет, в отличие от тросового. Мост гипоидный, без планетарных ступичных редукторов – значит, не будет досаждать пассажирам воем. Тормоза – только барабанные.
В таком «Круизе» и отделка салона будет попроще, однако к изготовлению самого кузова, вне зависимости от типа шасси, одинаково серьезное отношение. Трубы каркаса окрашены фосфатирующей грунтовкой и эмалью, обработаны изнутри антикором. Многие панели из оцинкованной стали, арки из нержавейки, юбка почти целиком алюминиевая. Стеклопластиковые фасад и панели задка тоже не ржавеют и позволят в перспективе изменить внешний вид, сделав флагман еще более привлекательным.
Автобусы собирают под заказ, учитывая пожелания конкретного покупателя. С десяток лайнеров, например, приобрели спортивные клубы. Хоккеистам понравились большие багажники, для баскетболистов кресла поставили пореже, мотокроссмены просили сделать отсек для перевозки техники. Пару Гол-АЗов для гастрольных поездок прикупил Кубанский казачий хор. На заводе с облегчением вздохнули, узнав, что артисты выступают без лошадей. Но если бы казаки попросили, нашлось бы и для них место. Главное – чтобы клиент был доволен!