Из любви к искусству

Из любви к искусству

Автомобили с гибридными силовыми установками обещают невиданную доселе экономичность и отличные экологические показатели. Если ориентироваться на рекламные проспекты, не поверить невозможно: КПД гибридного автомобиля более 30%, в то время как у традиционной машины с бензиновым двигателем около 16%, с дизельным – до 21% (при движении по условному городскому циклу). Почти в два раза эффективнее!

Верить можно. Но с оговоркой: мощность двигателя расходуется не только на движение. Кроме вспомогательных агрегатов вроде усилителя руля или генератора, немало энергии идет на отопление или кондиционирование воздуха. Обычным зимним или жарким летним днем они потребляют примерно столько же, сколько нужно для равномерного движения со скоростью 50 км/ч. Никаких батарей не напасешься… Напомню, средний эксплуатационный расход «Приуса», который проходил длительные испытания в ЗР, составил 7,5 л/100 км – это на 30% выше, чем в японском городском цикле. Виновата холодная зима и московские пробки.

«Тойота Приус II» обещает еще меньшие расход топлива и выбросы СО2 – в среднем 5 л/100 км и 104 г/км. Не сомневаемся, что в тестовом цикле она подтвердит эти показатели – иной вопрос, что будет в реальной жизни. Кстати, вы знаете, сколько стоит ее никель-гидридный аккумулятор? За его цену можно приобрести неплохую подержанную малолитражку четырех-пяти лет. Хотя, согласно исследованиям «Тойоты», срок службы батареи около 240 тыс. км. Правда, тут некстати вспоминаешь, сколько служат аккумуляторы в мобильном телефоне или ноутбуке…

Гибриды отлично продаются в США, но пока довольно вяло в Европе – при том, что жители Старого Света втридорога против янки оплачивают топливо. Они просто предпочитают дизельные машины, достоинства которых, полагаю, известны читателям. А у лидера по продажам гибридов в производственной программе есть серьезный изъян – современных дизелей мало. И не скоро прибавится – ведь новейшую топливную аппаратуру делают одни европейцы. И еще: дизель наиболее экономичен при равномерном движении, гибридная силовая установка – в городском цикле. Те, кто много ездит, накатывают свои километры отнюдь не в городских пробках… Значит, успех гибридов дутый? Вовсе нет. Гибридные силовые установки вполне достойно проявляют себя, например, в городских автобусах, чей режим движения просто идеален для пары «двигатель внутреннего сгорания – электромотор». Вот только бюджет не всякого города потянет столь дорогие «игрушки».

Впрочем, и это не главное. На самом деле гибридные автомобили лишь переходный этап к водороду и топливным элементам. На них отрабатываются компоновки, производство и управляющая электроника. А когда придет время, «устаревший» и уже нерентабельный из-за дороговизны нефти ДВС заменит батарея топливных элементов. Но стоит ли оплачивать сегодняшние исследования производителей из собственного кошелька?

Хотя нельзя не признать – маркетологи поработали на славу: спрос на гибриды растет по всему миру. Вот только покупают их пока не из экономии, а из любви к необычной и сложной технике. Здесь возможны свои привязанности – как в музыке, где одни слушатели «застряли» на Моцарте, а другим даже классики XX века кажутся несовременными...

Подпишитесь на «За рулем» в