Их паровозвперед летит
Это удалось (пока на стенде) разработчикам БМВ, придумавшим гибрид ДВС и… паровой машины, названный «Турбостимером».
Жидкий теплоноситель, циркулирующий по двум замкнутым контурам, разогревается до температуры парообразования. Сначала испарение происходит в высокотемпературном парогенераторе, отбирающем до 80% тепла от выпускного тракта сразу за нейтрализатором. Пар поступает в аксиально-поршневую машину, соединенную с коленчатым валом ДВС. На ее выходе теплоноситель, однако, еще не настолько остыл, чтобы пренебрегать содержащейся в нем энергией. Поэтому он проходит через дополнительные, низкотемпературные, теплообменники, отбирая тепло уже от системы охлаждения двигателя и от выпускного тракта за резонатором. Эта вторая «порция» пара поступает в низкотемпературную машину, которая также подкручивает вал двигателя.
В итоге бензиновый мотор объемом 1,8 л стал на 15% экономичнее, прибавил 10 кВт мощности и 20 Н.м крутящего момента! А температура газов на выходе из глушителя теперь всего лишь 50°С. Это хорошие новости, но есть и плохая: серийное внедрение разработки обещают лет через… десять.