Toyota Prius: Почему я?
Вот чадит «классика», тонированная, конечно. Вот у кого-то в салоне заполнилась пепельница, поэтому окурок он выбрасывает в окно. Мы стоим на Кутузовском в пробке: ждем, пока кто-то из слуг народных проедет на работу, к станку, и дружно загрязняем воздух. Вернее, это все вокруг загрязняют воздух, а я как раз не такой. Мотор моей машины в зимней пробке включается лишь иногда, чтоб выработать немного энергии, необходимой на обогрев салона. И я здесь практически ни при чем, автомобиль все это делает сам. А будь на улице градусов 15 тепла, в ползучем «пробочном» ритме двигатель не заводился бы вовсе.
Чувство превосходства
И начинаешь ощущать себя продвинутым перцем. В самом деле, мой автомобиль ничуть не хуже большинства других. У него и кожаный салон, и семь подушек безопасности, и всяческие системы стабилизации, помощи при экстренном торможении, при парковке и еще много чего. У него показания спидометра и навигация проецируются на ветровое стекло, чтобы я, водитель, как можно меньше отвлекался от дороги. И расход у него в городе, даже зимой, с пробками, смешно сказать, меньше семи литров на «сотню», а по шоссе и вовсе меньше четырех.
При этом машинка совсем не мала: пять полноценных мест и вполне приличных размеров багажник. Мощность двигателя 136 сил, и до «сотни» Prius разгоняется за 10,3 секунды. Не суперкар, но отнюдь и не тихоход, от других в потоке не отстаешь даже без нажатия педали в пол. При этом трогается машина практически бесшумно, работа трансмиссии ощущается лишь иногда по легким, едва заметным толчкам. Потому что с места гибридный Prius начинает ехать обычно на электрической тяге, и лишь после скорости 20 км/ч в работу включается бензиновый мотор.
Алгоритм работы гибридного привода довольно хитрый, там учитывается много параметров, но в принципе все можно свести к нескольким режимам: движение только на электрической тяге, движение на электрической и бензиновой тяге, рекуперация энергии при торможении, когда электродвигатель выступает в роли генератора и заряжает аккумулятор, и зарядка аккумулятора при помощи бензинового мотора. За тем, как эти режимы меняются, можно наблюдать на дисплее, где потоки энергии отображаются стрелочками. Впрочем, это развлечение быстро надоедает, и ты начинаешь просто ездить.
Автомобиль будущего
Машина, как это принято говорить, не драйверская. Руль практически пустой, подвеска жестковата, но это не та спортивная жесткость, которая на высокой скорости оборачивается потрясающей энергоемкостью. Просто настроен автомобиль под ровные дороги. И наши колдобины, лежачие полицейские и приравненные к ним трамвайные пути с железнодорожными переездами преодолевает нервно. При этом в багажнике что-то погромыхивает. Рычаг трансмиссии игрушечный, больше похожий на джойстик, которым он, по сути, и является. В общем, за рулем Prius чувствуешь себя несколько отстраненным от процесса управления. Нажал на газ – разгоняешься, на тормоз – замедляешься, повернул руль – поворачиваешь.
Но в этом-то и есть некий шарм, при определенной доле воображения можно представить себя в автомобиле будущего, который едет практически сам, водителю достаточно лишь слегка обозначить свои намерения. В конце концов, машина ведь уже знает, когда заводить двигатель, а когда можно и без него обойтись, когда задействовать тормоза, а когда достаточно рекуперации. И вроде таким и должен быть автомобиль будущего: что заморачиваться, сел и поехал. Оттого спортивный режим, который можно включить нажатием кнопки, кажется на Prius чем-то чужеродным. Да, силовая установка начинает резче реагировать на нажатие педали газа, бензиновый мотор загоняется в режим высоких оборотов, но как-то все это не подходит для будущего. В общем, надо беречь природу, а не безуспешно пытаться вырастить из себя Шумилеба.
Правде в глаза
Но когда я увидел цену этого автомобиля будущего, изрядная часть меня запротестовала. Без малого 1 200 000 рублей – это заметно больше, чем за аналогично укомплектованного одноклассника. Земноводное, сидящее внутри каждого из нас, начинает все плотнее смыкать свои перепончатые лапки на горле. И Prius уже кажется шумноватым, подвеска недостаточно комфортной, управляемость пресной и аморфной, сиденья плоскими, а кожа на них и на руле недостаточно качественной. Мол, есть машины поинтереснее, есть покомфортабельнее, есть посимпатичнее, можно ведь выбрать.
Да, я понимаю, что гибридный привод, особенно современная батарея большой емкости, стоят денег, и сделать гибридную машину равной по цене обычной при прочих равных просто невозможно. Но в Калифорнии ведь покупают много Prius, там придумали, как беречь окружающую среду – просто те, кто к ней бережнее относится, платят меньше денег, из-за меньших налогов на гибридные машины покупать там Prius элементарно выгоднее.
И опасения по поводу малого срока службы батарей оказались напрасными – первым гибридам уже десять лет, а шквала жалоб на их ненадежность как не было, так и нет. У нас же цена этой «зеленой» машины такова, что сэкономленные на топливе деньги не оправдают ее покупку. Получается, что спасать страну я должен буду за собственные деньги? Еще раз глянув в залитое жижей из реагентов ветровое стекло на свинарник, в который превращены зимой московские улицы, я вдруг расхотел быть умным и продвинутым любителем природы. Почему я должен тратить свои деньги на экологию, если больше никому вокруг нет до этого дела? В нашей ситуации покупка Prius даже не глас вопиющего в пустыне – это глас вопиющего, который добровольно отдал несколько тысяч долларов за право быть вопиющим. Никто этого не услышит, а пустыня не превратится в цветущий сад. Так что, увы, много хороших Prius в нашей стране не продать. Если только власть что-нибудь не придумает со ставками налогов и пошлин на экологически продвинутые автомобили. И тогда вопрос, вынесенный в заголовок, мог бы звучать по-другому: «Почему не я?»
P. S. Пожалуй, про власть я зря написал. Ради улучшения экологии они не станут снижать налоги на гибриды - они повысят их на все остальные автомобили. С мотивировкой, мол, экологию поправим, а заодно и бюджет пополним.