Для чего двигают фазы?

Для чего двигают фазы?

Это – одна из самых сложных тем, но, говоря общедоступным языком, все сводится к тому, чтобы открыть и закрыть впускные и выпускные клапаны мотора в строгом согласовании с движением поршня. Это согласование обеспечивают профиль кулачков, зазоры между ними и штоками клапанов (и конечно, жесткая механическая связь кулачкового вала с коленчатым).

Конструкторы-двигателисты давно поняли: традиционный механизм газораспределения никогда не сможет идеально работать во всем диапазоне оборотов коленчатого вала. Ведь его задача сродни центробежному регулятору опережения зажигания: чем быстрее крутится мотор, тем раньше надо поджигать смесь, чтобы она успела «разгореться». Здесь же речь идет о наполнении цилиндра топливной смесью и удалении отработавших газов. Устройства, применяемые для регулировки моментов открытия-закрытия клапанов (а порой и высоты их подъема!), в современных двигателях довольно разнообразны и содержат сложнейшие прецизионные механические устройства, удорожающие весь автомобиль. Но овчинка стоит выделки: результатом довольны не только экологи, но и водители. Такие машины отличаются, как правило, заметно лучшей тягой на низких оборотах, что ускоряет разгон и избавляет от частых переключений передач. С этой точки зрения важнее управлять впускными клапанами, а в работу выпускных вмешиваются уже «на втором этапе» движения к совершенству. А движение это довольно быстрое. Если лет двадцать назад вся регулировка фаз сводилась к переключению между двумя фиксированными углами установки кулачкового вала, то сегодня управление открытием клапанов настолько гибкое, что порой не нужна… дроссельная заслонка.

Сделать свой автомобиль динамичнее и быстрее – что может быть заманчивее. Рынок откликнулся массой предложений: от звездочек с регулируемым углом установки до «спортивных» кулачковых валов. Наверное, все это имеет право на существование, только… Как ни подбирай фазы, результатом всегда будет компромисс. Можно улучшить тягу на низких оборотах, но тогда не обессудьте – в максимальной скорости вы гарантированно проиграете. Можно и наоборот, ради выигрышной «максималки» затруднить себе троганье с места и разгон. К тому же авторы «суперизделий» скромно умалчивают об экологии – правду о ней узнаете на очередном техосмотре… Нелишне напомнить и о том, что заводской кулачковый вал проходит специальную термообработку, иначе он долго не протянет. А как с этим у самодельщиков?

Подпишитесь на «За рулем» в