Транспортный налог

Год был непростым для автомобилистов – законодательные нововведения, страховки, штрафы… Но, пожалуй, самой болезненной темой при всех прочих стал транспортный налог.

Долгие осенние дискуссии о минимальной ставке, быстрые и практически единогласно принятые решения о двукратном ее увеличении и такие же мгновенные доработки законопроекта выбили из колеи многих. Одни уже было решили поставить авто на прикол, другие, чертыхаясь, считали сотни тысяч, которые придется выложить за табун под капотом, а третьи и вовсе настроились создать политическую партию из недовольных всей этой ситуацией. И все же для автомобильных масс так и осталось загадкой– что ж это было и чем сердце успокоится?

Стократные отличия

Еще недавно и федеральные, и региональные власти дружно настаивали на необходимости увеличения ставок. Говорилось, что эта мера принесет региональным бюджетам 7,5 млрд. рублей. Но вдруг интересы разных уровней власти разошлись...

В итоге согласно новому Закону отранспортном налоге базовая налоговая ставка остается на уровне 2003 года и составляет 5 руб. за л.с. Однако регионы все-таки смогут поднимать ее в 10 (!) раз (и так же снижать); по законодательству, действующему сегодня, разрешено только в пять (этого с лихвой достаточно).

Уже есть сориентировавшиеся. Парламенты Подмосковья, Кировской области, Чеченской Республики, Краснодарского и Пермского краев также приняли законопроекты о повышении транспортного налога. Но, естественно, разные.

В Московской области – на 10%, при этом ставка для автомобилей мощностью до 100 л.с. останется прежней – 7 руб. за л.с. В Кировской области ставки увеличатся в полтора-два раза, в Чечне, на Кубани, в Пермском крае – примерно на 10–15%. В Татарстане ждать не стали и побежали впереди паровоза – налог там был повышен на 25% еще 5 ноября.

Впрочем, в Тверской области, Москве, Санкт-Петербурге и Приморском крае ставки пока замрут. Ну еще бы, москвичи только в будущем году ощутят всю прелесть повышения-2009, так что о новом росте налога столичные чиновники, видимо, и говорить не решились. Да и питерцы уже платят по максимуму – по ставке в пять раз больше базовой. И таких, как Питер, «максимальных» регионов в стране 19.

Источник доходов

Нет, региональные власти можно понять. А что делать? Дорог нет, одни направления. Зарабатывать не получается. Автомобилисты же, они как минимум средний класс, с них можно еще по стружечке срезать. Но для того, чтобы новые ставки транспортного налога вступили в силу в будущем году, все изменения должны были оформиться юридически до 1 декабря этого года. Вот и засуетились лоббисты…

А народ вместе с руководителями транспортных предприятий тихонько начал стонать, ведь налог на транспорт затрагивает практически всех – транспортная составляющая есть даже в хлебе насущном…

Повисла пауза. И, видимо, подумав, что на местах как-нибудь выкрутятся, «все взвесившее» федеральное правительство бремя ответственности переложило на регионы. Оно и верно – там ближе в глаза людям смотреть. В итоге по-быстренькому, оперативненько, буквально за два дня все было решено.

Большая разница

Жители соседних областей всегда четко знают, где стоит регистрировать машины. А иные экономы и за тридевять земель не ленятся ездить, чтобы поставить машину на учет в регионе с «льготным» налогообложением.

Но вот у меня вопрос – если налогов в местный бюджет региона собирается больше, значит, и больше денег там тратится на ремонт и содержание дорог. Следовательно, по логике, дороги в этом субъекте должны быть заметно лучше, чем в том, где ставки ниже.

Для примера: в Москве при мощности мотора до 100 л.с. ставка налога равна 7 руб., в Петербурге – 22. А состояние дорог вызывает немало вопросов у питерцев и явно не втрое лучше столичного.

Другим путем

Собираемость этого налога самая низкая – около 70%. Кто-то, получая квитанции, откладывает их в долгий ящик, а кто-то просто не видел эти бумажки, нет почтового ящика, например, – и тоже годами не платит налог, прибавляя работы армии приставов.

Уже несколько лет ГЗР вслед за мудрыми и бывалыми автомобилистами не устает повторять: пора изменить способ взимания налога, попросту включив его в стоимость бензина. Тогда не придется одинаково платить и тому, кто ездит один-два раза в неделю, и тому, кто занимается частным извозом. И наши налоги пойдут в бюджет того субъекта Федерации, где машина перемещается в действительности.

Именно так делается в европейских странах. И практически реализуется формула налоговиков: мощнее машина – выше ставки. Но почему-то подобный законопроект даже не стал рассматриваться в Государственной думе. Автомобилисты России пошли по стране собирать подписи за это реформаторство. Авось кто-то из сильных мира и подпишется?!

P.S. Некоторое время назад наблюдательный совет госкорпорации «Росавтодор», возглавляемый вице-премьером Сергеем Собяниным, рассмотрел программу деятельности госкомпании на 2010–2015 годы. До 2016 года планируется построить и реконструировать 1380 км дорог федерального значения и сделать их отрезки платными. Такие участки будут располагаться на трассах М1 «Беларусь», М3 «Украина», М4 «Дон», М10 Москва–Санкт-Петербург и др.

Встает вечный вопрос: «Где деньги?» А тут они – в том же транспортном налоге… На совещании прозвучало, что при строительстве этих платных дорог «Росавтодор» надеется использовать преимущественно государственные средства, то есть деньги налогоплательщиков: из 1,4 трлн. руб., требующихся на программу, бюджетных – 880 млрд.

Полностью согласна с лидером движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеславом Лысаковым: «Получается, что с нас берут огромные деньги да еще хотят заставить платить за проезд по дорогам, в то время как никто не предоставил нормальной дорожной сети».

Подпишитесь на «За рулем» в