Тест на авторитет
Поводов для национальной гордости не так уж много. Лучше всего у россиян дела в дисциплинах не то чтобы заштатных, но откровенно не первостепенных. Айрат Шаймиев третий раз выиграл чемпионат Европы по кроссу в классе легковых машин. Аркадий Богомолов стал призером чемпионата стран Северной Европы по ралли-кроссу. Заметный след россияне оставили в протоколах Кубка мира по внедорожным (cross-country – пересеченная местность) ралли, а экипаж «КамАЗ-Мастер» вновь победил на знаменитом «Дакаре». Спору нет, молодцы! Но скажем откровенно: все эти успехи – ожидаемые и во многом привычные. А в кольцевых гонках и ралли – редкие и не особо значимые радости на фоне длиннющего списка сходов и прочих неудач.
Самую высокую планку пытался взять дуэт Алексея Васильева и Николая Фоменко. Мы пристально следили за их стартами в чемпионате ФИА «Гран Туризмо». Но нет, даже на новом сверхбыстром «Астон-Мартине» и с помощью зарубежного профи (экс-чемпиона именно в гонках на выносливость!) россияне лавров не снискали.
Васильев и Фоменко поделили в итоге 34–35-е места среди пилотов класса GT1. В этом же протоколе Роман Русинов, проведший вдвое меньше гонок на этапах, – восемнадцатый. Пожалуй, все же не случайно именно Романа пригласила на официальные тесты команда «Мидланд F1». На трассе в Хересе Русинов временами был даже быстрее, чем штатный пилот Кристиан Альберс. Но доверят ли россиянину руль болида в рамках Гран-при? Скорее, просто поддержали имидж команды, позиционируемой как российская.
Из других кольцевых достижений отметим «серебро» 18-летнего Михаила Алешина в немецком чемпионате формулы «Рено». А вот на этапах Евросерии для тех же машин, где конкуренция посерьезнее, ни Алешин, ни менее опытный Сергей Афанасьев не блистали. Но, по крайней мере, были там не аутсайдерами, а середняками.
И, конечно, неприятно вспоминать холодный душ «Валлелунги» – на этой итальянской трассе поздней осенью прошел недавно учрежденный Кубок Европы для машин класса «Туринг». Мы уступили победителям национальных первенств Италии, Швеции, Германии и других стран по всем статьям… Похоже, это и есть наш истинный уровень в современной кольцевой табели о рангах – во «взрослой» его части уж точно.
Не лучше и в ралли. Чемпион России Сергей Успенский и чемпион Эстонии екатеринбуржец Александр Доросинский летом выбирались на Кипр, на этап чемпионата мира. Если бы не система SupeRally, позволяющая стартовать на другой день после… схода с дистанции, то россияне не добрались бы до финиша.
Неужели все так плохо? Если в названии гонки присутствует слово «кросс» – это наше. А в гоночной классике, в самых признанных и популярных видах автоспорта мы пока позади Европы всей. Одна отдушина: небольшие, но приятные подвижки в школе гоночного мастерства – картинге.
Наконец, появились ребята, показавшие заметную прыть. Евгений Новиков был призером зонального отбора и пробился в финал юниорского чемпионата Европы в классе «Интер-А», а 17-летний Сергей Чуканов – четвертый среди взрослых. Это уже кое-что! У молодых наших пилотов, идущих по гоночному миру правильным «западным путем», ступенька за ступенькой, есть шанс в будущем стать звездами и поддержать спортивный авторитет державы. Слово, как говорится, за спонсорами.