ПДД: изменения и дополнения

ПДД: изменения и дополнения

НОВОЕ В ПРАВИЛАХ

Напомним, что действующие Правила дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения были утверждены постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации 23 октября 1993 г. № 1090 и введены в действие с 1 июля 1994 г. С тех пор в эти документы несколько раз вносили коррективы.

Ныне Правила дополнены термином «Обочина», уточнены формулировки существующих терминов «Автомагистраль» и «Разделительная полоса», более четко в разделе 3 сформулирован порядок движения при сопровождении организованных транспортных колонн.

Теперь, согласно пункту 3.2, запрещается обгонять транспортное средство с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемое им транспортное средство (или средства). Этот же пункт запрещает выполнять обгон транспортного средства с нанесенными специальными цветографическими схемами, с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.

Впервые в разделе 4 появилась рекомендация для пешеходов. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости им предлагается иметь при себе (на одежде или в руке) световозвращающие элементы, чтобы обеспечить водителям транспортных средств возможность видеть пешеходов.

Одновременно для повышения безопасности дорожного движения в раздел 19 ПДД введено требование включать ближний свет фар в светлое время суток на всех без исключения транспортных средствах при движении вне населенных пунктов – это существенно улучшает их видимость! Такая практика хорошо зарекомендовала себя во многих странах Европы.

Раздел 22 теперь прямо указывает, что перевозить детей в возрасте до 12 лет на задних сиденьях автомобиля разрешено только при наличии специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств (подставка, подушка) с применением штатных ремней безопасности. На переднем сиденье перевозка детей в возрасте до 12 лет возможна только при использовании специального детского удерживающего устройства.

НОВЫЕ ЗНАКИ

Основной объем изменений и дополнений касается новых дорожных знаков, число которых увеличилось на 24. Кроме того, добавилось 18 разновидностей уже существующих знаков. Отметим, что упомянутый новый национальный стандарт ГОСТ Р 52290 – 2004 на дорожные знаки к бывшим семи группам знаков добавил еще одну. Группа информационно-указательных знаков (по прежнему стандарту) разделена на две самостоятельные: «Знаки особых предписаний» и «Информационные знаки». При этом соответственно изменилась и нумерация знаков.

Рассмотрим внимательно новые знаки (см. рис.), которыми теперь должны руководствоваться водители.

В группе предупреждающих знаков появилось три новых. Знак «Искусственная неровность» заблаговременно предупредит водителей о приближении к участку дороги с этим препятствием (известным в народе как «лежачий полицейский»).

[caption id="attachment_187264" align="aligncenter" width="150" caption="1.19. Опасная

обочина.

"]

[/caption]Знак «Опасная обочина» предупреждает об участке дороги, на котором состояние обочины не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 (чрезмерно занижена или завышена относительно уровня проезжей части и т. п.).

Знак «Затор» применяют как временный и устанавливают перед перекрестком, на котором можно выбрать направление движения для объезда участка дороги, где образовалась пробка.

Группа запрещающих знаков пополнилась еще одним – «Контроль», который запрещает проезд без остановки через определенные контрольные пункты (пост милиции, карантинный пост, пограничная зона, закрытая территория, пункт оплаты проезда на платных дорогах и др.). До этого для запрещения безостановочного движения через такие контрольные пункты не вполне корректно применяли знак «Движение без остановки запрещено».

[caption id="attachment_187269" align="aligncenter" width="150" caption="5.15.8. Число

полос.

"]

[/caption]

В группу «особых предписаний» вошли знаки, которые вводят обязательный режим движения. Среди новых можно отметить знак «Число полос», указывающий также режимы движения по каждой из них. В эту группу включен и знак «Искусственная неровность», который, в отличие от одноименного предупреждающего знака, будут устанавливать непосредственно у самой неровности.

В этой группе появилось и восемь новых знаков («Зона с ограничением стоянки», «Конец зоны с ограничением стоянки», «Зона регулируемой стоянки», «Конец зоны регулируемой стоянки», «Зона с ограничением максимальной скорости», «Конец зоны с ограничением максимальной скорости», «Пешеходная зона», «Конец пешеходной зоны»), а также новые разновидности знаков для обозначения начала и конца населенного пункта. Они отличаются от привычных тем, что на них нет названий, а изображен силуэт городских построек. Такие знаки устанавливают, когда требуется ввести определенный режим на участках дороги, которые формально не входят в населенный пункт (дачные поселки, фермы, отдельно стоящие предприятия и т.п.).

[caption id="attachment_187282" align="aligncenter" width="150" caption="6.5. Полоса

аварийной

остановки.

"]

[/caption]На въездах на территорию России, как и во всех странах Европы, появится информационный знак «Общие ограничения максимальной скорости». Еще один новый знак «Полоса аварийной остановки» укажет водителям место расположения такой полосы на крутом спуске.

[caption id="attachment_187286" align="aligncenter" width="150" caption="7.17. Бассейн

или пляж.

"]

[/caption]

Знаки сервиса также дополнены. Названия трех из них говорят сами за себя: «Милиция», «Бассейн или пляж» и «Туалет». Не требуют пояснений и знаки «Зона приема радиостанции, передающей информацию о дорожном движении» и «Зона радиосвязи с аварийными службами». В последнем случае водители автомобилей, оборудованных рациями, смогут в обозначенной зоне передавать информацию в аварийные службы о чрезвычайных происшествиях на дороге.

В группу знаков дополнительной информации (табличек) включено три новых знака (с разновидностями – восемь). Например, таблички «Вид маршрутного транспортного средства» в сочетании со знаком «Место стоянки» предназначены для обозначения так называемых «перехватывающих стоянок» у станций метро, мест остановок автобусов (троллейбусов) или трамваев с указанием вида транспорта, которым здесь можно воспользоваться. Новые таблички применяют для обозначения различных препятствий на дороге (островки безопасности, разделительные островки и т.д.) и устанавливают на одной опоре с предписывающими знаками, указывающими направление объезда препятствия.

[caption id="attachment_187268" align="aligncenter" width="150" caption="4.1.2. Движение

направо.

"]

[/caption]В заключение отметим, что знаки, которые были установлены ранее по старому стандарту, действуют до их замены в установленном порядке. Например, предписывающие знаки 4.1.2 «Движение направо», 4.1.3 «Движение налево» будут обязательными для исполнения наравне с новыми знаками с тем же названием.

С другими изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 767, читатели могут ознакомиться при изучении Правил и Основных положений, текст которых уже опубликован издательством «За рулем».

Подпишитесь на «За рулем» в