Растяжки для времени

Растяжки для времени

На этот раз вкус скорости мне предстояло ощутить на трассе, оборудованной для чемпионата России по кольцевым гонкам в подмосковном Мячково. А заодно почувствовать, насколько отличается езда на настоящем спортивном автомобиле от обычной на обычном авто.

[caption id="attachment_187313" align="aligncenter" width="150" caption="АЛЕКСАНДР СОТНИКОВ,

мастер спорта, чемпион России по кольцевым автогонкам.

«Лада-Калина» непроста в управлении. У нее ярко выраженная недостаточная поворачиваемость («плужит» передней частью и неохотно заезжает в повороты), которая внезапно переходит в"]

[/caption][caption id="attachment_187312" align="aligncenter" width="150" caption="АЛЕКСАНДР НИКОНЕНКО,

мастер спорта международного класса, чемпион России по ралли.

«Калина». При данных углах установки ведущих колес и блокировке дифференциала основная ее проблема – тяжелый руль. Имея большой опыт выступления на «ладах» в гонках, я бы"]

[/caption]Вместе со мной здесь чемпион России по кольцу Александр Сотников и чемпион по ралли Александр Никоненко. Интересно посмотреть на них вблизи, на трассе, когда они за рулем. Сюда специально для нас на автовозах прибыли спортивные «Лада-Калина» ВАЗ-11193-37 и «Citroen C2 VTS». Еще один участник заездов «Крайслер-Кроссфайр SRT-6», хоть и спорткар, приехал на трассу своим ходом. Кроме 320 км/ч на спидометре, у него и других амбиций хватает. Взять хотя бы так и не реализованные в городе 6,1 с разгона с места до сотни. Но здесь, на спортивной трассе, вся соль не в разгоне по прямой, а в том, как удержать высокую скорость в повороте и дальше на большом круге и во время всей гонки.

При первом же взгляде уже ясно, что спортивные «Калина» и «Ситроен» будут играть на своем поле, а «Крайслер» не совсем, хотя и зовется «спорткаром». А жаль: он был взят как один из лучших представителей столичного автопарка, способных по первому зову хозяина загнать стрелку спидометра вправо.

…Никогда раньше я не был так тщательно экипирован. Костюм, шлем, перчатки, ботинки из самых современных материалов – все идеально подогнано.

Не торопясь, влезаю в металлическую капсулу.

– Дышать можешь? – добросовестный ассистент все сильнее притягивает меня к специальному креслу могучими ремнями.

– Кажется, нет!

– Тогда все нормально, в работе еще ужмешься.

– Очки заправь в шлем так, чтобы дужки легли на ухо. Если не будут на месте, считай, заезд насмарку.

«Калина» на «сликах» – плотная такая вишенка – мне надо слиться с ней. Вспоминаю, что сказал Александр Сотников: «Самое главное, чтобы трасса воспринималась как одно целое, а не сумма отдельных отрезков. Траектория – это буквально облизанная языком, плавная линия, а мастерство – это четкость действий на каждом круге». Поехали!

…На первом круге вообще не надо было гнать. С машиной-то я «сконцентрировался», а о трассе забыл и по-русски уже давил педаль в пол. «Калина» неохотно попыталась исправить мою бесшабашность и войти в правый поворот, но передок ее понесло по всей ширине трассы к левому краю, а дальше я уже везде опоздал.

Александр Никоненко на моем месте точным рулением отловил бы задок машины и прошел поворот в управляемом заносе. А Сотников до сноса задней оси не доводит – идет на грани сцепления колес с дорогой. В этом разница двух школ вождения. Но и в том, и в другом случае – все действия выполняют с очевидным запасом времени. Почему у меня его нет? Проскакиваю мимо всех точек… Хорошо, еще не на грунт – там жесткий автомобиль, как меня предупреждали, может перевернуться.

Говорю себе, забудь об эмоциях – эта работа для автомата. Но сам внутри уже ощущаю барьер, за который боюсь перейти. Поехал совсем медленно, потом быстрее. Спортивная «Калина» может ехать очень быстро. Но сейчас самое главное, что я веду ее сам. Всплыл в памяти двадцатилетний опыт вождения машин марки «Лада» – и уже не кажется тяжелым руль, не раздражают люфты механизма переключения передач, шум в салоне информирует о работе двигателя и подвески. Я все больше концентрируюсь на уже знакомых участках трассы. Сижу как памятник, почти сросся спиной с машиной. Моя точка опоры – педаль газа. Давлю на нее, пока ощущаю сцепление колес с дорогой. Нужно так рассчитать усилия, чтобы пройти в этом «упоре» весь поворот, а дальше, как со стартовых колодок, уйти на прямую.

И вот наступил момент моего триумфа. В том самом повороте, где меня вначале так сильно развернуло, теперь на большей скорости остается время рассмотреть как минимум три участка нужной траектории. Вижу все четко и долго. Чем больше мы с машиной концентрируемся на этом, тем больше, кажется, остается времени для подготовки очередных приемов управления. Разгоняюсь, чуть торможу, потом, как на каблуке своих ботинок, поворачиваю и прыжок вперед… Так ушел с головой в работу, что проскочил ассистента с красным флагом – мое время с «Калиной» на трассе закончилось.

После такого необходим отдых. Пью чай и слушаю, что говорит о моей пробе пера профессионал.

Сотников: «Ты хочешь разобраться в мелочах и это очень важно, результат собираешь по крупицам. С таким подходом и постигается мудрость гоночной езды».

На «Ситроене» я поехал, уже хорошо понимая трассу. С «Калиной» расставался неохотно – присиделся, прикатался, хотелось еще, чтобы улучшить результат. Чувствую, мог. Но аппарат с двумя шевронами на решетке радиатора без церемоний вышиб у меня из головы весь вазовский менталитет. Внутри у него все цивильно, сразу видно – о водителе позаботились. Меньше шума, хотя поначалу мне это мешает. Не чувствую, как напрягается машина. А она как будто вообще не напрягается. Двигатель сразу реагирует на педаль газа – и пошел разгон. Где тут точка опоры? Ох, извините, отвлекся. Жесткий «Ситроен», как настоящий чемпион, таких ошибок не прощает – меня тут же развернуло, словно на прокатном карте. Сотников его называет «живчик», за ним нужен глаз да глаз. Но разворачивается как-то нестрашно, «Калина» это делала с большим размахом. Свои лучшие круги я проехал на «Ситроене». Неправильно было бы упрекать «Калину», скорее, слабым звеном там был водитель. В «Ситроене» уже забыл о руле, а думал только о связи загруженного в повороте внешнего переднего колеса с педалью газа. Ушедшие мысли о руле освободили пространство для более оптимальных решений. Для них появилось чуть больше времени.

Без перерыва на отдых вывожу 330 «лошадей» застоявшегося «Кроссфайра». Машина так быстро разгоняется, что кажется – не «хватит» тормозов. Нет, с ними все в порядке. Это я, легко пристегнутый одним ремнем к полуспортивному сиденью, потерял связь с дорогой. Еще остаюсь в ритме гоночного «Ситроена», где за все отвечает пилот. А здесь полно электроники. Легкий руль, тишина в салоне, валкий по сравнению даже с «Калиной» кузов отсекают меня от воображаемой точки опоры – не хватает времени ее нащупать. Помогая водителю познать такую мощную и достаточно комфортную машину, производитель оснастил ее самой современной системой стабилизации. Как только ошибался (а «фолил» я во всех трудных поворотах), система отключала подачу топлива, обучая меня ездить по-новому. Без повода, если «держишь» правильную траекторию, она не вмешивается.

Хороший совет дали консультанты: нельзя давить на газ, если ESP сработала, иначе последует мощнейший рывок вперед. Потом с этим буду разбираться, но в тех коротких заездах так и не удалось правильно управлять скоростью. Не хватало времени, чтобы мысленно пройти от педали газа к колесам. Очень мы с ревнивцем «Файром» расстроились, показав худшее время на круге.

А еще к концу дня я заметно устал – тяжело это без практики работать на максимуме, растягивая время.

– Угощайтесь, господа, нашими яблоками!

– Яблоками познания? – подыгрывает мне коллега и консультант Михаил Горбачев (на нижнем фото в центре).

Правильно, еще первые люди на Земле поняли, что познавать – значит следовать законам природы. Она же, природа, относится к понятию «всегда» – вот это представляется мне идеальной растяжкой для времени.

«ДАЙТЕ МНЕ ТОЧКУ ОПОРЫ, И Я ПЕРЕВЕРНУ ВЕСЬ МИР»

Меня всегда привлекал процесс учения, в частности подражание. Сейчас испытываю огромное удовольствие от того, что хоть чуть-чуть приближаюсь к объекту подражания. Не улыбайтесь, повторить Лоэба или Шумахера, может быть, никому не дано. Но путь к вершинам, которые они постигли, у всех один – через познание. Меня захватывает этот процесс, хочется разобраться в каждой мелочи. Как закрепить длинные шнурки специальных ботинок, чтобы случайно не попали под педаль? С какой ноги перешагнуть крест из труб каркаса безопасности, чтобы не разболелась спина (бьюсь шлемом о крышу)? Научите, пожалуйста, застегивать шеститочечные ремни с поворотным замком! Надеть очки под шлем – тоже наука. Заполняя свою голову этими крупицами знаний, я медленно двигаюсь к той самой точке, где можно перевернуть мир. Пока мой собственный, конечно, о пространстве и времени – мир магических километров в час

.

В ТОЧКЕ ОПОРЫ

Посмотрите, как по-разному проходят поворот три наших автомобиля. По всему видно, жесткий для обычных дорог «Кроссфайр» здесь «валится» больше своих настроенных на скорость конкурентов. Отдав инициативу колесам, идущим по внешнему радиусу, что правильно, он еще наклонил туда кузов, которому надо будет вернуть привычное равновесие на прямой. Автомобиль это сделает сам, но ему понадобится время. В «Калине», а еще больше в «Ситроене», эти доли секунды уже в моем багаже. Вот так, процесс пошел, пусть всего лишь на один «шаг резьбы», но время для меня растягивается. Дальше больше, если я уже сам, как хорошо настроенный механизм, буду сосредоточен на управлении. И возникает потрясающее ощущение уверенности в себе – я все успеваю сделать.

Вести автомобиль с максимально возможной для него на всех участках скоростью – настоящее искусство. Оно требует полной отдачи от человека и техники. Я думаю об этом, в очередной раз нащупывая под ногой педаль газа. Сейчас в моей власти растягивать время.

Подпишитесь на «За рулем» в