Семнадцать раз вокруг света
К тому же в Ульяновской области, где я живу, к иномаркам относятся с недоверием… Определился так: передний привод, оцинкованный кузов, механическая коробка передач, минимум электроники и наворотов. Что до марки автомобиля, то она должна быть распространенной на дорогах России. Теперь вспомним 1997 год: сумма – около 6 тысяч долларов. Ответ напрашивается сразу – «Audi 100», 5 цилиндров, одним словом – «селедка»! Объем двигателя – 1996 смз, мощность – 69 л.с., но не обычных, а дизельных. И не просто большой салон, а большая машина. Во всех налоговых отношениях – то, что надо. Узнаю: такая машина есть у моего друга в Самаре – он купил ее в Минске год назад, и та, с его слов, ни разу не ломалась.
Созвонились, договорились, и вот в ноябре 1997 года становлюсь владельцем «сотки» 1983 года вишневого цвета за 4,7 тысячи долларов. Машина, естественно, битая, но «очень удачно» – в среднюю стойку и с повреждением задней двери.
После предыдущего «Москвича» наступила эйфория, но через два дня жизнь отрезвила – мороз за минус 15 не позволил двинуться с места. О причине догадался – летняя солярка. Подзарядился, отогрелся, плюс 5 литров 76-го в бак – поехали! До поздней весны приключений было много – привыкал к машине: переход к переднему приводу в гололед помог померить заснеженный кювет… Перевернули, вытащили, даже царапин от мягкого снега нет – поехал дальше. Машина все больше очаровывала меня, и это помогло к 351 тысяче километров добавить за первые полгода еще около 20 тысяч. Сейчас на одометре 674 тысячи. Имею твердое желание проехать миллион!
В моей записной книжечке отмечены все вложенные в машину копеечки. В основном – это фильтры, солярка и масло. Кто-то скажет, что иномарки не ломаются – ерунда, ломаются, но все их поломки прогнозируемые, их можно предупредить. Не помню случая, когда приезжал в гараж «на галстуке». Если к «Москвичу» имел два прицепа запасных частей, то теперь все умещается в двух ящиках письменного стола, а с приходом интернета и возможностью заказать любые запчасти можно и об этом забыть.
Как лучше эксплуатировать машину? Она очень любит ехать внатяг, с 1100 оборотов. Ускорение начинается с 1700 до 3200 оборотов. Оптимальными считаю 2000–2700. Вышел на магистраль – включай V передачу, ставь стрелку спидометра прямо и наслаждайся ландшафтом или разговаривай вполголоса с пассажирами.
Эксплуатация зимой имеет ряд особенностей. Масло – синтетика и полусинтетика. Антигель в бак – обязательно. Дальние поездки рекомендую до минус 30: салон теплый и не промерзает. Но вот завести после минус 20 – проблема: если машина простояла более суток на пронизывающем ветре, без подогрева топливного фильтра не обойтись.
Защиту двигателю сделали из стали 3 мм – получилось как у ледокола. Сам двигатель не приносит неприятностей – масла тратит очень мало. Когда горячий движок стал заводиться плохо, сразу подумал об износе плунжера ТНВД – пришлось менять. Кстати, если плунжера для двигателя 2,0 л нет, а есть с такими же посадочными местами для 2,2 л, лучше взять последний. Он более толстый, меньше изнашивается, при этом расход топлива, можно сказать, не меняется.
Через 150–200 тысяч требуется замена распылителей форсунок – настоятельно рекомендую не использовать тракторный… Да, он подходит, но качество его ниже – рассчитан на обороты до 2500, коптит и клинит. Еще советую хотя бы раз снять и отмыть топливный бак и сеточку забора солярки – иногда там бывают ил и тина. Разговоры о дизелях-миллионниках пустые: наша сернистая солярка уменьшает ресурс в два раза. Мой движок к 500 тысячам потребовал расточки блока под первый ремонт, новую поршневую, вкладыши «номинал», сальники, прокладку и другие мелочи.
Родного диска сцепления хватает не менее чем на 150 тысяч. Коробка не требует особого ухода – мне пришлось только поменять синхронизатор второй передачи. ШРУСы простояли 500 тысяч. Рулевые наконечники служат более 100 тысяч. ГУР работает слегка задумчиво, но к этому привыкаешь.
Конкретных рекомендаций по ремонту и замене тех или иных узлов у меня хватило бы на целую книжку. Кому интересно, могу рассказать про установку на «селедку» тормозных дисков 2141, колодок от «Газели», тормозных шлангов от 2108, вкладышей от верхней опоры 412-го и звуковых сигналов от «Волги». Все работы выполнял сам – больше негде, да и не по карману. Однако именно поэтому имею основания сказать: эта машина просто создана для России – для наших дорог, нашего сервиса и наших не самых богатых людей, любящих иногда покопаться в своем авто!