Автомаршрут: Новогодняя альтернатива

Нестандартные застолья и экзотические страны.

Сегодня стало привычным встречать Новый год вне дома и даже вне России. Причина проста: мы стараемся убежать от русской зимы туда, где нет ничего на нее похожего. И не испытываем при этом никакой ностальгии! А наши постоянные авторы-путешественники момент перехода старого года в новый вообще часто встречают там, где новогодняя ночь и праздником-то не считается.

Европейский календарь, несомненно, овладел всем миром, но во многих странах им пользуются только в официальном обиходе. Если вы приобретаете авиабилет, пользуетесь услугами почты, Интернета, пересылаете деньги – на квитанциях и билетах, конечно, будет стоять привычная дата. А вот что касается внутренней датировки документов – вплоть до чеков в супермаркетах и билетов на местный транспорт – вы наверняка удивитесь, увидев, что оказались на несколько веков впереди или позади привычных дат. Так что, посещая дальние страны, есть возможность путешествовать не только в пространстве, но и во времени!

Вы также можете обмануться в своих ожиданиях, не встретив на «новогодних» дорогах и улицах Индии, Китая, Афганистана, арабских и африканских стран хмельных толп с открытыми бутылками шампанского, наряженных елочек, праздничной иллюминации и рождественских распродаж.

Афганистан

Афганский Новый год – Новруз – празднуется совсем в другое время, в марте. Мало того – по афганскому календарю через пару месяцев здесь наступит… 1384-й год! То есть, решив встретить Новый год в Афганистане, мы приехали из 21-го века прямо в 14-й. И во всем, что касается семейного уклада и деревенского быта, так оно и есть. В сельской местности люди пашут землю на волах, вручную налегая на тяжелый плуг и разбрасывая в землю зерна из подола, как делали их деды и прадеды. По пустыням до сих пор ходят караваны, а ослики даже в городах – основная тяговая сила. Везде используются телеги, все виды гужевого транспорта. Рождество той зимой мы встретили в Кандагаре, а новогоднюю ночь провели в гостях у Насима, который подвозил нас до Мазари-Шарифа и потом пригласил в гости в свой дом.

Нас поселили в просторной гостевой комнате. Хозяин специально для нас приволок телевизор, настроил его на узбекский канал, где некоторые передачи идут на русском языке. Жена Насима едва показалась в дверях с открытым лицом (внутри дома это допускается), была представлена нам (мы только выдохнули: боже, какая красивая…), подала руку – и исчезла бесследно в доме. Женщины в Афганистане не общаются с гостями и не разделяют застолья. Зато ребятишки собрались в полном составе. Здесь принято, чтобы дети прислуживали за столом главе семейства и гостям. Старшая дочка наливала нам чай, подкладывала в печку дрова. Она оказалась моей тезкой: имя Athra (Асра) на фарси значит «Надежда». Асра спросила: «Надя, почему ты не носишь украшений?» – и мигом принесла из дома новогодние подарки: павлинье перышко и кулон в виде рыбки, чтобы я себя украсила. Младшие ползали по счастливому папаше, вели себя прилично и учтиво. Конечно, никакие возлияния за этим праздничным ужином были невозможны.

За разговорами проходит вечер, наступает новогодняя ночь. Мой товарищ простужен и то и дело засыпает, я подкладываю в печку дрова, зашиваю рюкзак, перекладываю вещи. Узбекский канал передает праздничный концерт, президент Ислам Каримов поздравляет свой народ (и заодно нас) с Новым годом. Вся передача построена так, что я чувствую себя вернувшейся в советские времена. Мы встретили тот Новый год в дороге, в гостях, поэтому, следуя народной примете, должны провести его тоже в дороге. Так и случилось!

Танзания

В африканской экспедиции, длившейся восемь месяцев, 31 декабря мы спешили доехать до Кигомы на озере Танганьика и встретить Новый год там. Нас подвез туда мистер Джеральд из Нью-Йорка, который живет здесь шесть лет, развивая баптистскую деятельность, открывая библейские школы в деревнях и занимаясь народным просвещением, в основном религиозным. Джеральда тут все знают: завидев его машину, приветствуют криками, машут руками. Природа Танзании щедрая, мощная; зелень изумрудная, а деревья усыпаны плодами. Трясемся по плохой, глиняной дороге (дожди тут идут часто, и лужи не успевают высыхать), вязнем, выталкиваем машину из рытвин… успели!

Последний закат года провожаем на озере. Компания голландцев с трейлерами стоит на берегу кемпингом. Они направляются в Малави. Расставили раскладные столики, вроде собираются праздновать, но общаться не склонны. Пьют пиво и пялятся в ноутбуки. А местные Новый год вообще не отмечают. Это европейское веяние, из-за которого прибрежный отель увешан гирляндами из фольги. Танзанийцы не понимают, что тут, собственно, праздновать – один день сменяется другим, и все. Ну или год сменяется – то же самое, ничего особенного. А время тут считается по-другому. Смена суток происходит не в полночь, а в шесть утра, когда встает солнце и начинается день. Так, например, по-местному в полдень говорят «шесть часов», в десять – «четыре часа» и т.д. Кстати, у мусульман смена суток происходит тоже не в полночь, а в момент захода солнца.

Мы расположились в палатке под навесом. Сходили в город, купили бутылку коньяги (местный коньяк) и колу. К полуночи откупорили алкоголь и, вспоминая каждого из наших близких и знакомых, делали маленькие глоточки за их здоровье, закусывая манго. Надеемся, на родине нас тоже тогда не забыли. Так под разразившимся среди ночи ливнем мы встретили Новый год. Озеро просто ревело ночью, палатка промокла даже под навесом. Утром в небольшой просвет между дождями мы поплавали, хотя вода была мутной. Искупаться в озере Танганьика в первый день Нового года – разумеется, такой случай нельзя было пропустить. Вообще-то, этот водоем считается одним из самых чистых в мире и вторым после Байкала по глубине.

В некоторых буддистских странах новогодняя ночь оглашается 108 ударами колокола

Таиланд

По пути в Юго-Восточную Азию мы сделали остановку на несколько месяцев в Таиланде. Нам удалось найти работу в Паттайе: мы стали гидами для русских туристов. Таиланд – очень удобное место для вольных путешественников: после долгого пути через Тибет, Южный Китай, Лаос к Малайзии и Индонезии здесь можно не только взять тайм-аут, но и заработать на дальнейшее путешествие.

Зима здесь – разгар туристского сезона. Мы возили соотечественников в дальнюю – через несколько провинций – экскурсию на остров Ко Чанг, по пути рассказывая им об истории, культуре и природе страны. Обычно это было несколько набитых до отказа автобусов, а маршрут начинался рано, в пятом часу утра. Нам «повезло» – по графику выпало работать 1 января. На экскурсию записалось более 60 человек. Интересно было посмотреть на этих людей, которые после встречи Нового года на тайском курорте готовы собраться и отправиться к черту на рога в четыре утра! Нам-то что – мы-то на работе! Выходя из «Джаз-Рок-Кафе» после вечеринки с коллегами, уныло предвкушаем долгие сборы, опоздания, отказы туристов и сбой графика всей поездки. Однако, объезжая отели, удивляемся: все проходит весьма организованно, и наша героическая группа в полном составе встречает первый рассвет наступившего года в автобусах по пути на чудо-остров!

К вечеру в ресторане готовится праздничный ужин, довольные переодетые братки со своими подкрашенными дамами подтягиваются к столу с заначками в пакетах. Русская попса разносится над тропическими зарослями. Романтический ужин – единственное не регламентированное по времени мероприятие в нашей программе, время чревоугодия и возлияний, тостов и на скорую руку дружб, легкого и тяжелого флирта, неумелых раскованных танцев, записывания адресов и сбивчивых пылких диалогов, когда никто никого не слушает… Любит русский человек этот жанр! Тайские служащие в который раз дивятся нравам гостей из далекой непонятной страны, крупным тяжелым людям, гуляющим с таким размахом и без всякой меры поглощающим еду и питье. Улыбаются. Универсальная реакция местных жителей на любые проявления жизни.

Среди пальм в душной ночи бродят наряженные Санта-Клаусами тайцы с приклеенными ватными бородами и с мешочками, из которых извлекаются конфетки и маленькие сувениры для туристов и их детей…

Тайцы вообще любят праздновать что угодно и с удовольствием отмечают и европейское Рождество, и Новый год, и китайский, и свой тайский тоже. В курортных местах обилие русских туристов приучило местное население к тому, что православное Рождество и старый Новый год – это тоже праздники. Конечно, в местном турсервисе это на руку работникам всех уровней!

Пока туристский сегмент бурлит, деревни на острове живут своей жизнью: монахи по утрам, как обычно, ходят босые по дорогам с кастрюлями на лямках, благословляют жителей и собирают подаяние. Люди заняты повседневными делами и хлопотами. Свой, тайский Новый год, Сонгкран, наступит нескоро – в апреле, в самую жаркую пору, и вот тогда и в городах, и в деревнях начнется настоящее безумие: все выбегут на улицы и начнут обливать друг друга водой – из шлангов, ведер, водяных пистолетов! А еще наденут цветочные гирлянды и раскрасят лица во все цвета радуги. В последний день праздников на улицы вынесут статуи Будды и столь же усердно польют их водой. А год они встретят совсем другой: тайский календарь основан на Буддийской эре и отличается на 543 года от западного календаря. Например, наш 2009-й равен 2552 году в Таиланде. А вот в буддистском Непале, тоже в апреле, наступит 2055-й!

Подвижный Новый год

Что же, стоит пуститься в дальний путь, чтобы увидеть, что ночь с 31 декабря на 1 января с шампанским, мандаринами, селедкой под шубой и речью президента по телевизору – вовсе не догма. В некоторых буддистских странах новогодняя ночь оглашается 108 ударами колокола, что должны изгнать 108 пагубных, обременяющих человека страстей. А если вам доведется оказаться на острове Бали 26 марта, вы убедитесь, что здешний Новый год встречают не пением и плясками, а тишиной, темнотой и покоем: освещение и дорожное движение сведены к минимуму, лавки закрыты, люди сидят по домам, весь день должны молчать и уж во всяком случае не говорить громко, а о музыке и речи нет! Тибетцы же в Новый год, наоборот, носятся по дому с криками «Убирайся вон, нечисть!» и интенсивно пьют и едят, чем, по поверью, помогают новому году победить старый.

В дальних странах можно путешествовать не только в пространстве, но и во времени

Мусульмане Новый год и тем более Рождество по европейскому календарю не празднуют, по лунной Хиджре (исламскому календарю) смена года не имеет фиксированной даты. В этом году это будет 18 декабря, и в арабском мире наступит 1431 год. Гораздо более значимы в исламском социуме священный месяц Рамадан и праздник Ураза Байрам по его окончании.

Даты китайского Нового года тоже подвижны, располагаясь в диапазоне между 20 января и 20 февраля, что не мешает россиянам дарить друг другу в новогоднюю ночь на счастье фигурки животных, покровительствующих данному году согласно китайской традиции. Что ж, запасаемся белыми металлическими тиграми – ведь начиная с 14 февраля нового, 2010 года именно этот грозный зверь китайского пантеона будет хранить нас от бед – и дома, и в дороге!

Подпишитесь на «За рулем» в