Статистика мото-ДТП 2009
Тенденция последних четырех лет к уменьшению числа аварий с участием мототранспорта сохраняется – количество аварий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 8,6%, хотя абсолютные цифры - 17 тысяч случаев! - по-прежнему впечатляют. Чуть больше чем в трети из них (6,5 тысяч случаев) участвовали водители мопедов, а 10 тысяч пришлись на долю мотоциклистов. Сократилось число погибших и раненых в этих ДТП – 1509 (-11,5%) и 19 581 (-8,4) соответственно. Думаю, «прогремевший» недавно финансовый кризис сыграл в этом не последнюю роль: кто-то отказался от покупки мотоцикла, а кто-то чаще оставлял мотик в гараже, экономя подорожавший бензин. А может (по крайней мере, хочется надеяться), сами водители стали более осторожными: стоимость ремонта и запчастей нынче «кусается»... Да что гадать на кофейной гуще, обо всем лучше скажут цифры.
Даже разброс по регионам вторит общей тенденции к снижению как количества аварий, так и жертв в них. «Отличились» только столичные байкеры: в Москве число мотоаварий выросло на 16% (648 случаев)! Хотя автомобильных зафиксировано на 8,1% меньше – 8,9 тысяч случаев.
В целом региональная «пятерка» выстроилась так:
- Московская обл. (без Москвы) – 535 случаев (-8,5%) (погибло/ранено – 77/612)
- Красноярский край – 388 (-2%) (40/465)
- Краснодарский край – 346 (-15,2%) (48/426)
- Свердловская обл. – 346 (-7%) (42/442)
- Ростовская обл. – 328 (-13%) (39/399)
Уж оттого ли, что скутеристы в Москве взялись за ум или потому, что ГИБДД взялось за скутеристов (прошлогодний беспрецедентный рост аварий с участием мопедов не мог остаться без внимания), но число таких аварий уменьшилось на 12,1% (392 случая). По соотношению мото и скутерных аварий поразил Питер: последних тут произошло более чем в два с половиной раза больше: 90 мотоциклетных и 235 мопедных. В Краснодарском крае тоже разница в два раза, но уже другой порядок цифр: 346 и 677 соответственно! Конечно, ведь летом только ленивый не брал в прокате скутер, на который по-прежнему не нужно ни водительское удостоверение, ни владение особыми навыками управления, чтобы поколесить по коварным горным серпантинам.
Виновниками аварий чаще признавали водителей на двух колесах. Половина всех «мотоДТП» – на совести мотоциклистов (более 8 тысяч (-13%)), треть – скутеристов (почти 5 тысяч (-2,4%). Более тысячи человек погибло, 15 тысяч ранены.
Среди мотоциклистов нарушения распределились следующим образом. Примерно в 6,5 тысячах случаев (-13,5%) у водителя не было прав на управление аппаратом. А это больше трети всех мотоаварий! Такие ДТП унесли жизни более семисот человек (больше половины всех смертей - соотношение красноречиво), около 8 тысяч получили ранения. В 3,5 тысячах случаев (-11,3%) – превысили установленную скорость. Неудивительно – на мотоциклах медленно не ездят. Но это лишило жизней более трехсот человек, ранены почти 4 тысячи. А почти в каждом третьем случае (2584, +3,4%) мотоциклист был без шлема. И в этих ДТП погибли 376 человек (+17,9%!) – среди них и сами водители мото, и их пассажиры; ранены 3115. Хрупок человек! Столько твердим о спасительных свойствах экипировки, но народ упорно хочет учиться на своих ошибках. Но сколько уже не смогут позволить себе такую роскошь… Также, несмотря на ужесточение ответственности за вождение «под градусом», многие позволяют себе сесть за руль в нетрезвом виде – 1317 случаев (-14,3%; погибло/ранено – 124/1631). И еще в тысяче случаях байкеры не соблюли очередность проезда (-9,6%; 77/1220).
Удержится ли общее стремление показателей вниз в следующем сезоне, во многом зависит от самих водителей. От того, насколько они будут вежливы по отношению к другим участникам дорожного движения, на сколько шагов вперед смогут просчитывать развитие ситуации, насколько хватит разума не искушать судьбу и соблюсти ПДД. Ведь статистика неумолима - чаще всего в произошедшем виновны сами мотоциклисты.
НА УКРАИНЕ УЧТУТ КАЖДЫЙ СКУТЕР
Свершилось: в мае этого года Кабинет Министров Украины внес изменения в Положение о порядке выдачи водительского удостоверения, а точнее, обязал водителей скутеров сдавать экзамены на открытие категории А1, которая дает право управлять мотороллерами и мопедами с объемом двигателя до 50 см³. Это право предоставляется с 16-летнего возраста. В отдельную категорию В1 вошли три- и квадроциклы и мотоциклы с боковыми прицепами.
Кроме того, минувшим летом на Украине существенно выросли штрафы за нарушения ПДД. Если раньше самый высокий штраф достигал 800 гривен (около 3000 руб.), то теперь верхняя планка – 3000 гр. (10 000 руб.). По словам начальник отдела по связям с общественностью Департамента ГАИ МВД Украины Нины Валентиновны Хмелевской, результаты не заставили себя ждать. Число ДТП с участием мототранспорта по итогам первых девяти месяцев 2009 года снизилось на 30%! Так, было зафиксировано чуть больше 7,5 тысяч аварий (в прошлом году – более десятка тысяч), число погибших уменьшилось с 1231 до 837 человек, а раненых – с 12 143 до 8524… Еще одно наглядное подтверждение, что «бить рублем» (в данном случае, гривной) – самый эффективный метод борьбы с нарушителями. «А чтобы на дороги люди выезжали действительно подготовленными, - добавила она, - сотрудники ГАИ будут жестко контролировать работу мотошкол, все они заново пройдут аккредитацию. Купить водительское удостоверение будет невозможно: разработана новая система сдачи теоретического экзамена, создан единый компьютерный сервер, который находится в департаменте ГАИ. Это не позволит вносить изменения в экзаменационные ответы. А камеры видеонаблюдения, установленные в кабинетах, где непосредственно проходит сдача, исключат подсказки. Улучшить практические навыки управления поможет увеличение часов занятий по езде, причем и в ночное время».
А с 1 января 2010 года начнется тотальная регистрация скутеров. Конец скутерному беспределу! На состоявшейся в октябре пресс-конференции генерал-майор Сергей Коломиец, начальник Департамента ГАИ МВД страны, успокоил тех, кто купил мопеды давно и не сохранил документы о приобретении: ГАИ пойдет им навстречу. Аппараты всего лишь проверят по базе на предмет угона и зарегистрируют по упрощенной процедуре.