Жертвы стереотипов
В России отношение к легковым дизельным машинам всегда было неоднозначным. Причин нелюбви хватает: во-первых, прежние дизели не могли приблизиться по динамическим показателям к бензиновым. Во-вторых, они заметно дороже. Наконец, самый главный минус – качество солярки в стране было, мягко говоря, невысоким, опасным для моторов. Как следствие, официальные дилеры просто не завозили такие модификации. Сегодня дела обстоят несколько лучше, хотя до Европы с ее 50-процентной долей дизелей на рынке нам еще далеко.
Пока самый бюджетный вариант предлагает «Форд» в лице народного любимца «Фокуса». Он и представлял для нас наибольший интерес. Ближайший по цене конкурент… А вот тут загвоздка – не брать же в напарники грузопассажирские «Пежо Партнер» или «Mitsubishi L200»! Поэтому фоном будет «Шкода Октавия» – мощнее, дороже, но тоже дизельная и, как бы это… типично легковая. Пусть каждый автомобиль представляет свой класс и социальную группу владельцев. Главная задача – разрушить или оправдать стереотипы.
«Фокус», пожалуй, самый желанный на сегодня автомобиль в своей ценовой категории. Правда, экземпляр, который попал к нам в руки, оказался далеко не в самой распространенной комплектации. Помимо собственно турбодизеля «Дюраторк» объемом 1,8 л и мощностью 115 л.с., его отличают от «базы» кузов универсал, система курсовой устойчивости, дорогая музыкальная система с MP3-плейером, электропривод сиденья и другие недешевые опции.
Таким образом, народный любимец потянул на 21 335 «вечнозеленых». Дорого? Смотря с чем сравнивать. Например, тестовая «Шкода» стоит все $34 569! Даже аналогичный «Фольксваген Гольф», на платформе которого построена «Октавия», немного дешевле… Но главное-то сейчас – тип мотора, а разные кузова и особенности комплектаций для нас дело второстепенное.
За этими мыслями я скоротал время по дороге к представительству «Форда», где на стоянке меня поджидал нарядно припорошенный снегом синий универсал.
Еще один бросок, и я прячусь в салоне от холодного ветра. Здесь все как обычно, то есть как у редакционной машины, к которой успел привыкнуть. Разве что огромная магнитола нескромно лоснится хромовой окантовкой и логотипом «Сони». Ну, и что в тебе особенного?
Вопрос отпал, стоило повернуть ключ: звук работающего мотора не спутать ни с чем. Тронулись? Не тут-то было: спустя доли секунды после того, как я отпустил сцепление, «Форд» заглох. Причем с устрашающим ударом. Таким, что в голове мелькнула анимационная страшилка: шатун, пробивающий блок, и рассыпающиеся на куски поршни. Брр… Попробуем еще раз. Чуть больше газу – и «Форд» срывается с места под тревожно мигающую пиктограмму системы стабилизации. То пусто, то густо! Спокойно, друг, тебя не «Мустанг» зовут, бросай свои фокусы!
На третьем светофоре я понял машину, а она приняла меня. Двигатель хорош. Просто следует иметь в виду, что он «не везет», если стрелка тахометра падает ниже 1200 об/мин. Там, где самый тщедушный бензиновый моторчик, надрываясь, все-таки ускоряет автомобиль, дизель «Фокуса» норовит либо заглохнуть (слышать этот звук больше двух раз невыносимо!), либо «тормозит», словно повисший компьютер. Ничего не поделаешь, турбояма…. Рецепт один: перехожу на одну передачу ниже, и «пинок» включившегося турбокомпрессора тут же отправляет «Форд» вперед с неожиданным рвением. За это можно простить вялость «внизу».
Управляемость «Фокуса» в очередной раз принесла лишь положительные эмоции. Послушно, не слишком нервно он реагирует на команды рулем и стабильно «пишет» дугу. Универсал лишь на йоту больше седана и хэтчбека проявляет склонность к заносу в критических режимах.
Вопреки ожиданиям, вибрации и шумы не досадили. Самый нагруженный ими орган – рычаг механической коробки, на который дрожь приходит волнами, то отступая, то захлестывая с удвоенной силой. Но это лишь придирка. Гораздо существеннее в наших условиях, что дизель неохотно греется. На бензиновой машине еще можно выехать в пробку и греться по ходу дела, а вот дизель требует выхода на «боевой» режим, иначе от инея на боковых стеклах избавитесь нескоро. А еще универсал грязнуля – задний стеклоочиститель надо включать частенько…
ОТ СКРОМНОСТИ НЕ УМРЕТ
А что «Октавия»? Признаться, отношение к «Шкоде» у меня примерно такое же, как и к дизелям в России, – неоднозначное. Да, «Фелиция» когда-то была любима и признанна. Теперь «шкоды» менее доступны, чем хотелось бы, а вот престиж марки так и не достиг высот «Фольксвагена» или «Ауди». Появившейся недавно «Октавии» по силам совершить переворот, но цены быстро охладили пыл сторонников чешского авто.
Вот и она, бордовая скромница с кузовом хэтчбек, на первый взгляд так напоминающая седан. Нажимаю кнопку на брелоке, и «Октавия» с готовностью помаргивает поворотниками, попутно разжигая ксенон в фарах. Знакомство с машиной началось необычно – с заднего сиденья (просто хотел забросить туда пакеты с бумагами). На первый взгляд, просторно: не утерпев, сел назад. Видимо, предыдущий водитель был не слишком рослый, уж больно вольготно во втором ряду. Но когда занял место за рулем, пришлось даже подвинуться вперед – и…
Это «Шкода»? Дорогой пластик, отменная подгонка панелей, приятные на ощупь ручки, отличные сиденья и эргономика в целом. Полная иллюзия, что попал в «Гольф», скорее, даже в «Пассат».
Кто бы мог подумать, что дизельный мотор может быть настолько хорош, особенно в сочетании с «автоматом»! Тут следует уточнить: не простым, а DSG – это трансмиссия с двумя сцеплениями. Та самая, что ставят на «фольксвагены» и «ауди». Двухлитровый двигатель мощностью 140 л.с. будто рожден для того, чтобы передавать момент на колеса через эту коробку.
В отличие от «Форда», здесь не нужно водить глазами за стрелкой тахометра. Знай себе дави на педаль и получай удовольствие от разгона, во время которого двигатель звучит грубовато, но очень напористо. В режиме «Спорт» обороты не падают ниже 1500, а переход на следующую передачу происходит на 4500 об/мин. Переключения выполняются почти моментально. Все это создает ощущение весьма динамичной езды. Прицепиться можно лишь к подергиваниям при сбросе газа, но от них легко избавиться, перейдя в обычный «Драйв».
За городом «Октавию» отличает мощный подхват при обгонах даже на скоростях выше 100 км/ч, позволяющий закончить маневр с большим запасом. Шасси продемонстрировало европейский характер. На мелких неровностях «Шкода» весьма комфортабельна, но на более-менее серьезных дефектах полотна начинает сотрясать седоков.
Вот мы и подошли к развязке. «Стоит ли?» – спрашиваю себя снова и снова. Чтобы легче было ответить, подсчитаем средний расход. За время 400-километрового теста «Форд», проехав и по городским, и загородным дорогам, в среднем просил 6,9 л на 100 км, «Октавия» – 7,3 л. Редакционный бензиновый «Фокус» с мотором 1,6 л мощностью 100 л.с. потребляет около 9 л.
Таким образом, сэкономить удастся не менее 2 л на 100 км. Учитывая разницу в цене дизельного топлива и бензина, это в лучшем случае 50 руб. на каждую сотню. То есть каждые 10 000 км в копилку можно откладывать по 5000 рублей, или 170–180 долларов. Много? Тут самое время вспомнить о цене машин. Дизельный «Фокус» дороже бензинового почти на 2000 долларов, так что окупится последний не раньше чем через 110 000 км. Гм... Есть над чем поразмыслить…
Ford Focus«Фокус II» появился в 2004 году, спустя год его производство наладили во Всеволожске. С конвейера сходят 3- и 5-дверные хэтчбеки, седан и универсал. Сегодня «Фокус» – самый доступный легковой дизель на отечественном рынке.Двигатели: бензиновые 1,4–2,0 л (80–145 л.с.), турбодизель 1,8 л (115 л.с.). Коробки передач: 5-ступенчатые механические двух видов, 4-ступенчатый «автомат» (только с мотором 1,6 л, 100 л.с.).Комплектации: Ambiente, Comfort, Trend, Ghia.Цена: $11 720–25 165. |
Ford Focus – ДИЗЕЛЬНАЯ МОДИФИКАЦИЯ ТРЕБУЕТ ПРИВЫКАНИЯ, НО, ЕДИНОЖДЫ ПОНЯВ ЕГО, ПЕРЕСЕСТЬ НА БЕНЗИНОВЫЙ ВАРИАНТ МНОГИМ НЕ ЗАХОЧЕТСЯ. САМОЕ ГЛАВНОЕ – НАЙТИ АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ПОКУПКИ ИМЕННО ТАКОЙ МАШИНЫ…
+ Завидная экономичность, уверенный разгон начиная с 1500 об/мин, четкая работа механической коробки передач, достойная управляемость.
- Недостаток тяги на близких к холостым оборотах, медленный прогрев салона.
Skoda OctaviaВторое поколение «Октавии» дебютировало в 2004 году на автосалоне в Женеве. Выпускают с кузовами хэтчбек и универсал.Двигатели: бензиновые 1,6 и 2,0 л (102 и 150 л.с.), турбодизельные 1,9 и 2,0 (105–140 л.с.).Коробки передач: 5- и 6-ступенчатая механическая, 5-ступенчатый «автомат», 6-ступенчатая автоматизированная DSG.Комплектации: Classic, Ambiente, Elegance, 4х4.Цена: $21 036–34 569. |
|
Skoda Octavia – ОТЛИЧНЫЙ ВАРИАНТ ДЛЯ ТЕХ, КТО УЖЕ ВЫРОС ИЗ «ГОЛЬФА», НО ЕЩЕ НЕ ДОЗРЕЛ ДО «ПАССАТА». НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО ДИЗЕЛЬНАЯ 2-ЛИТРОВАЯ МАШИНА САМАЯ ДОРОГАЯ В ГАММЕ, МЫСЛИ «Я ПЕРЕПЛАТИЛ» НЕ ВОЗНИКАЕТ.
+ Экономичный мотор со спортивными амбициями, отменная трансмиссия, высокое качество отделки, богатый выбор комплектаций.
- Высокая цена, довольно жесткая подвеска.