Toyota RAV4. Свет в окошке
Мода сделала очередной виток – такие окна «прорезали» в первой половине 1970-х. Подозреваю, многим именно этот излом понравится… А я на время забыл о нем, едва сел за руль.
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА
Если вы ездили на любой «Тойоте» последних лет, почувствуете себя в RAV4 третьего поколения как дома. Если нет – тоже освоитесь за пять минут. Это как компьютер коллеги – все те же клавиши и «мышка» – или телевизор в гостинице. Стандартизация, отсутствие чересчур оригинальных решений в экономике – на пользу современному, в первую очередь, массовому автомобилю.
По сравнению с машиной предыдущего поколения RAV4 заметно подрос. Семьдесят миллиметров в базе и 55 между рядами сидений – вовсе не мало. Садиться назад почти так же удобно, как вперед. Кстати, трехдверной версии RAV4 больше не будет – слишком мал спрос.
Базовая комплектация по-японски богата: CD-чейнджер на шесть дисков, раздельный климат-контроль, девять шторок и подушек безопасности, включая первую в классе – для коленей водителя… И главное: большинство электронных систем, которыми так гордятся конструкторы, тоже входят в базовую комплектацию.
БАЛАНСОВЫЙ ОТЧЕТ
Первые ощущения: послушная, динамичная, совсем легковая. Разве что ростом выше многих. Впрочем, «Тойота» высока ровно настолько, чтобы водитель просчитывал дорожную ситуацию на лишний ход вперед и ощущал некое превосходство и уверенность, но не настолько, чтобы пугать кренами или раскачкой в поворотах.
А уж узких, извилистых дорожек в Португалии хватает. Отличные условия для оценки подвески и рулевого управления. Над их доводкой потрудились на славу. В поворотах машина ведет себя уверенно, движется именно туда, куда ее направляешь. Угадать нужный угол поворота баранки, чтобы не менять его на вираже, легко даже при быстром маневрировании.
Внедорожная трасса, предложенная журналистам, конечно, не самая тяжелая с точки зрения россиянина. Однако были на ней канавы, проезжая которые понимал, что 180 мм просвета под элементами подвесок – не так уж и много; встречались крутые подъемы и спуски. «Тойота» не запросила пощады, подвески работали стойко и надежно, не пугая неприятными звуками и качкой. Разве что понижающей передачи нет. Тем не менее съезжать с асфальта (разумеется, не безоглядно) на RAV4 можно – это действительно машина для всех и всяких дорог.
Бензиновый 152-сильный мотор уверенно тянет нелегкий, вместительный автомобиль. На горном серпантине лишь изредка пришлось «опускаться» до второй передачи. А в городском потоке довольно держать пятую даже на 60 км/ч, чтобы не выпадать из потока. Вот только настойчивое ворчание мотора раздражает, особенно с автоматической коробкой передач. Вообще, показалось, что четырехступенчатый агрегат – не совсем от этого, отлично сбалансированного, современного автомобиля. Передачи переключает излишне задумчиво. При 110 км/ч, когда на тахометре почти 3500 об/мин, двигатель поет так, что легко заглушит группу из пары-тройки даже самых голосистых поп-исполнителей. Правда, многим «тойотам» предстоит обитать в мегаполисах, где достоинства «автомата» куда заметнее недостатков.
Доплатить за автоматическую коробку в России придется 1400 долларов. Вместе с ней получите устройство подтормаживания на спуске (DAC). Система, помогающая стартовать на подъеме (НАС), – в базе. Чтобы активировать ее, достаточно посильнее нажать педаль тормоза. После звукового и светового сигналов у водителя есть в запасе две секунды: для включения передачи и старта этого хватит даже не очень опытному водителю.
НА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЕ
Ну а остальная электроника? Трудно оценить ее возможности на сухих дорогах общего пользования. Гораздо лучше – на военном аэродроме, щедро политом водой. Здесь удалось сравнить нынешний RAV4 с предшественником.
Сначала торможение на неоднородном покрытии – миксте. Стрекочет ABS, старый RAV4 интенсивно замедляется, но норовит уйти с траектории. Хотя «поймать» его совсем не трудно. Как и вывести машину из заноса, проходя «змейку» на мокром покрытии со скоростью около 40 км/ч.
Теперь новый, «наэлектризованный» RAV4: при торможении он действительно практически не уходит с траектории, помогая себе рулем! Баранка будто оживает в руках, но происходит это мягко и деликатно. На «змейке» занос заметно меньше. Правда, в какой-то момент поведение старой машины, пусть и сильнее метущей хвостом, кажется понятнее, роднее. Новая словно стремится жить своей, отдельной от водителя жизнью.
И все же массовой, рассчитанной на спокойную езду машине электроника не помешает: не допустит ошибки, небольшую исправит. А для спортивных упражнений есть иная техника и другие водители.
ЧТО, КОГДА, ПОЧЕМ?
В России «Тойота-RAV4» появится в марте. Базовая цена автомобиля с бензиновым мотором – $33 000. Дизельных у нас продавать не будут. А жаль! Очень уж интересный характер у 177-сильного мотора. Кстати, европейская топ-версия RAV4 с самой дорогой отделкой – именно с этим агрегатом.
…А к «неправильному» боковому окошку я все-таки привык. Может, это вовсе и не плохо?
TOYOTA RAV4 – УНИВЕРСАЛ СРЕДИ ВСЕДОРОЖНИКОВ, ВСЕДОРОЖНИК СРЕДИ УНИВЕРСАЛОВ.
ПОД КУЗОВОМ
Шасси нынешней «Тойоты-RAV4» заметно отличается от предыдущего. Изменили рычаги подвески и стабилизаторы. Распределением момента между передней и задней осями от 100:0 до 55:45 ведает электромагнитная муфта. Чтобы заблокировать ее (55:45), достаточно нажать кнопку на панели приборов.
Суть Integrated Active Drive System в постоянном взаимодействии электронного устройства, распределяющего моменты по осям, с системой стабилизации, включающей противобуксовочную и ABS, и электроусилителем (EPS), отвечающим за подруливание. Эти устройства опрашивают датчики скорости, дроссельной заслонки и поворота руля и выдают данные центральному компьютеру. Он решает, что именно в это мгновение должна сделать каждая из систем, дабы помочь водителю.
СЧИТАЯ ОТ ПРАВНУКА
Концепт «Тойота-RAV4» (Recreational Active Vehicle 4x4) представили на Токийском автосалоне в 1989 году. Продажи серийной машины начали весной 1994-го. Рассчитывали на 4500 автомобилей в месяц, но уже в первый реализовали 8000 машин. В 2000-м стартовала модель второго поколения. До конца 2004-го RAV4 разошелся по миру тиражом свыше 1,83 млн. экземпляров, в Европе продали более 665 тыс. машин.