Московская конференция по безопасности движения

Первая всемирная конференция по безопасности дорожного движения прошла в ноябре в Москве. За одним столом впервые собрались представители более чем 140 стран, среди них 70 министров, отвечающих за безопасность движения. А еще эксперты, дорожники, страховщики, врачи и даже жертвы ДТП – всего полторы тысячи человек. Среди приглашенных был наш корреспондент Сергей Смирнов.

ПОТЕРИ КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ

Все министры говорили о профилактике аварий. Тема архиважная – ДТП уносят больше жизней, чем все локальные конфликты и террористические акты, вместе взятые: ежегодно на планете в авариях гибнет 1,3 млн. человек, то есть дюжина ежеминутно! И на каждого погибшего приходится от пяти до десяти раненых. В автомобилях и под их колесами умирает 700 детей. Таким образом, глобальное автомобильное движение ежегодно убивает и калечит 6–7 млн. человек. Эксперты Всемирной организации здравоохранения прогнозируют, что через 10 лет рост смертности на дорогах почти удвоится – до 2 млн. ежегодно. А к 2030 году ДТП станут третьей-четвертой по значимости причиной сокращения жизни в большинстве стран мира. Помимо человеческих жертв и трагедий, ДТП несут и колоссальные экономические потери: издержки от дорожно-транспортного травматизма и автомобильных аварий оцениваются в 1–2% суммарного мирового валового продукта.

СТАТИСТИКА – НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ

Россия много лет подряд лидировала по количеству ДТП, недавно ситуация несколько улучшилась. Эксперты ВОЗ уже готовы перевести Российскую Федерацию из группы стран с высокой дорожной смертностью в другую, со средними показателями: если пять лет назад на наших дорогах ежегодно гибло 30 тыс. с лишним человек, то в 2009-м, по предварительным данным, – около 24 тыс. Это много – 6 тыс. сохраненных жизней. Но в Европе мы пока продолжаем лидировать в этом печальном рейтинге, как ни считай – хоть в жизнях, хоть в рублях. Ежегодные экономические потери от аварий складываются в колоссальную сумму – до 1,5 трлн. рублей. И это несмотря на то, что с 2006 года МВД реализует Федеральную программу повышения безопасности на дорогах, на которую выделено более 50 млрд. рублей...

Два дня интернациональный совет искал, какими действенными способами ситуацию переломить. В главном сошлись: в первую очередь необходимо консолидировать силы специалистов разных государств, создать единую информационную базу, вносить в нее всех нарушителей ПДД, чтобы наказание было неминуемым для каждого без исключения, вне зависимости от гражданства и даже в случае миграции. Обязательно нужно внедрять образовательные программы, а яркие примеры того, как это делать, есть. Скажем, даже в школах Эфиопии – государства, которое на назовешь развитым, еще с 2003 года введен обязательный предмет – изучение ПДД.

Говорили министры о том, как избавиться от ошибок в статистических данных. Не только в России, но и в целом ряде стран сведения о происшествиях собирают и обобщают различные ведомства, и чуть ли не в каждом собственная методика подсчетов. Главы ведомств пришли к согласованному решению не только унифицировать национальные базы данных, но и принять критерии, единые для всех государств. Например, в нашей стране по методике ВОЗ уже с 1 января погибшим в результате ДТП будет считаться тот, чья смерть наступила в течение 30 дней после происшествия. Такой подход сведет к минимуму разночтения в определении количества погибших в авариях.

С ОБРАТНОГО КОНЦА

Делегаты конференции предложили объявить годы с 2011-го по 2020-й Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Теперь слово за ООН, которая должна поддержать предложение. Хотя никто не сомневается, что всемирная организация будет солидарна с этой инициативой.

Ключевым событием конференции стало выступление Дмитрия Медведева – он также говорил о том, как снизить аварийность. Президент пообещал, что в ближайшее время будет подготовлен российский регламент безопасности дорог, который заменит устаревшие ГОСТы, затем призвал представителей разных стран разработать всемирный дорожный техрегламент: «Это очень важная вещь. Мы должны понимать, как устроены дороги, как их делать, как обеспечивать безопасность. Я считаю, что в конечном счете подобные стандарты должны быть унифицированы в мировом масштабе». Президент пообещал «разобраться» с коррупцией среди сотрудников ГАИ. Глава государства сделал упор на необходимости просвещать водителей: «Мы должны создать специальную программу подготовки, чтобы наши автовладельцы умели оказывать доврачебную помощь. Каждый человек, который стал свидетелем ДТП, должен обладать элементарными навыками помощи тем, кто попал в беду».

Не имею права ограничиться только пересказом услышанного на министерском совещании... Если подытожить, то что назвали приоритетами мудрейшие? Надеюсь, ответ прочитают не только автовладельцы, но и все сотрудники ГИБДД. Автомобильных жертв на планете столько, что используемых сегодня способов предотвращения ДТП не просто недостаточно – преступно мало, и притом они малоэффективны. Необходимо прежде всего улучшить организацию движения в соответствии с сегодняшними условиями, а также с учетом плотности и скорости движения на дорогах в будущем; продолжить оснащать улицы и автострады передовыми техническими средствами управления и контроля за движением; искать и применять самые эффективные средства профилактики нарушений ПДД, содействовать повышению культуры и цивилизованности водителей; не исчерпали свой потенциал и карательные меры воздействия на нарушителей... Но именно в такой последовательности, а не наоборот. В нашем же МВД самым результативным способом борьбы с аварийностью по-прежнему считают ужесточение наказаний. Мол, реальное снижение погибших и раненых в стране началось с момента, когда за езду в пьяном виде начали отнимать водительское удостоверение.

На этом основании выделенные Госавтоинспекции финансы расходуются в первую очередь на разработку и закупку приборов, уличающих нарушителей, – алкотестеров, видеофиксаторов, радаров и т. п. А что с профилактикой, на которой настаивал наш президент? И в нее вложили средства: развесили над дорогами по всей Москве еще четыре года назад десятки световых табло. Но они, вместо того чтобы информировать водителей, скажем, о пробках впереди и о гололеде, или «молчат», или месяцами извещают, например, о том, что ГИБДД проводит месячник «Пропусти пешехода!». Так ведь это не призыв к умам и душам, а что-то вроде слогана PR-компании – чтобы все знали: мы не бездействуем, осуществляем мероприятие!

А когда через месяц надпись снова «замолчит», что, пешеходов можно давить? А после акции «Осторожно: дети!»? И неужели средств не хватает на знаки-предупреждения «Дорога контролируется радаром», которых в сто раз меньше, чем гаишных засад в кустах? Чего не хватает, чтобы установить внятные дорожные знаки на всех (а не на некоторых) российских перекрестках, где водителей крышу сносит от противоречивости этих графических «командиров» и «информаторов»? (Обо всем этом мы писали в ЗР.) Нет же, автоинспекция совершенствует свой технический арсенал. Да, и он нужен, но не только он.

Правду сказать, средств, затраченных на новый «антиалкогольный» обелиск в центре столицы, не жалко – многих должен пробрать. Спасибо за повод похвалить, а то уж и не чаял, что найдется...

Подпишитесь на «За рулем» в