Полтора миллиона!
А У НАС ФИЕСТА
В минувшем году объем продаж легковых автомобилей в европейских странах (включая новых членов ЕС) снизился по сравнению с 2004 годом на 0,7% и составил 15 223 тысячи. При этом самым провальным месяцем оказался декабрь – снижение на 3,9%. Тем не менее в целом очень неплохо шли дела у японцев (за исключением «Мазды» и «Ниссана») и корейцев, а также американцев и немцев. Не слишком удачно завершился год для французов (у PSA падение 2,5%, у «Рено» – 4,7%), не порадовал своих акционеров итальянский ФИАТ (-10,2%) и совсем оплошал британский «MG Ровер» (-58,3%).
На этом фоне более чем впечатляющими выглядят итоговые данные по России, где в 2005 году продано 1 450 тысяч новых легковых автомобилей – на 11% больше, чем в 2004 году (1 294 тысячи). Почти половина – 49,7% проданных машин пришлась на марку «Лада». Непосредственно АВТОВАЗ в 2005-м реализовал 648 тысяч. Кроме того, предприятия группы СОК («РосЛада» и «ИжАвто») через свою дилерскую сеть продали около 58 тысяч «четверок», «шестерок», «семерок» и «девяток». В итоге на внутреннем рынке в прошлом году было реализовано 706 тысяч автомобилей «Лада», что на 1,3% больше, чем в 2004-м.
Объемы продаж других российских марок существенно снизились. Суммарный объем продаж автомобилей ИЖ, «Ока», «Волга» и УАЗ едва превысил 100 тысяч – это примерно на 42% меньше, чем в 2004-м. Их доля рынка сократилась за год с 13,9 до 7% – вдвое. В 2005 году прекратил производство собственных моделей «ИжАвто». С лета 2006-го заканчивается выпуск «Оки» в Набережных Челнах, еще через пару лет может уйти и «Волга». Из традиционных российских легковых марок останутся, видимо, лишь «Лада» да сменивший имя на иностранное UAZ.
В то же время новых иномарок в прошлом году в России продано более 610 тысяч штук, при том, что каждая четвертая произведена у нас в стране. Десятка сильнейших на российском рынке не изменилась, если не считать небольшой перемены мест. Лидирует южно-корейская «Хёндэ» (87,5 тыс.) с ростом объемов продаж более 70%. Кстати, могло быть еще больше, если бы не подвели поставщики машинокомплектов: осенью, как мы не раз сообщали, поставки «акцентов» и «сонат» из Кореи на Таганрогский автозавод шли с большими задержками.
Второе место благодаря СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ» и успеху корейских моделей, продаваемых теперь под американской маркой, занял бренд «Шевроле» (66,5 тыс. шт.). Отметим, однако, что некоторое падение интереса к «Шевроле-Ниве» потребовало корректировать планы ее выпуска в сторону снижения. СП в Тольятти выпустило в 2005 году 51,8 тыс. автомобилей (против 57,7 тыс. в 2004-м), а продало и вовсе 46,2 тыс. штук.
Третью позицию занимает «Тойота» – 60,6 тысячи (если считать вместе с «Лексусом» – 66 тыс.). Далее «Форд» (60,6 тыс. шт.), «Мицубиси» (55,1 тыс. шт.), «УзДэу» (48,6 тыс. шт.), «Ниссан» (46,5 тыс. шт.), «Рено» (29,2 тыс. шт.), КИА (24,7 тыс. шт.) и «Мазда» (21,1 тыс. шт.). Кстати, вся эта «великолепная десятка» продала у нас более 500 тысяч автомобилей, заняв 80% рынка иномарок в России. Остальные 20% поделили между собой еще три с лишним десятка «игроков» на этом рынке.
В целом рост сегмента новых иностранных автомобилей по итогам 2005 года составил почти 50% рынка. Доля же новых иномарок в общем объеме продаваемых в стране новых легковых машин выросла с 31,7 в 2004 году до 43% в 2005-м. По прогнозам аналитиков, в 2006-м она превысит 50%, а это значит, что каждый второй проданный в России новый автомобиль может стать иномаркой.
В ПОГОНЕ ЗА ЛИДЕРОМ
Практически не изменилась с прошлого года и десятка моделей-лидеров среди иномарок – ни одного нового имени. Правда, некоторые действующие лица поменялись местами. Так, с пятого места на второе перешел «Мицубиси Лансер», а «Форд Фокус», «Дэу Нексия» и «Хёндэ Акцент» переместились на ступеньку ниже. В любом случае в списке по четыре модели японских и корейских компаний, по две – американских, и ровно половина из них собирается в России или странах СНГ (в нашем случае – в Узбекистане). Зато много новичков во второй и третьей десятке, которые могут в нынешнем году потеснить или хотя бы сильно побеспокоить лидеров. Это прежде всего две модели «Мазды» (продажи «Мазды-3», например, занимающей ныне 12-е место, за год выросли в 3,3 раза), две модели «Шевроле» – «Авео» и «Лацетти» (18-е и 22-е место, рост продаж – в 8–10 раз) и только что появившийся на рынке «Рено Логан». Словом, в этом году борьба за лидерство предстоит нешуточная.
Мы намеренно показали на разных диаграммах лидеров продаж среди отечественных моделей и среди иномарок. Причина одна: российские производители, как и раньше, указывают лишь количество выпущенных заводами автомобилей (с разбивкой по моделям), а дилеры иностранных компаний еще и число проданных машин. Прямое сравнение в этом случае некорректно.
ЗАДАЧА СО МНОГИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ
Эксперты оценивают российский автомобильный рынок как один из самых быстроразвивающихся ныне. В 2005 году, по данным аналитической компании PriceWaterhouseCoopers, россияне потратили на покупку автомобилей 18,3 млрд. евро (на 22% больше, чем в 2004-м). Рост продаж в первую очередь связывают с развитием потребительского кредитования. По некоторым оценкам, за 2005 год банки выдали в стране автокредиты не менее чем на 4–4,5 млрд. евро. Тем не менее рынок еще далек от насыщения. По статистике, на тысячу россиян приходится примерно 160 автомобилей. В европейских странах этот показатель в 2–3 раза больше.
Прогнозы на новый год у разных экспертов, естественно, различаются, но кое в чем все сходятся. Так, более чем вероятно, что в 2006 году сравняется число проданных новых иностранных и новых отечественных автомобилей, причем первых прирастет почти на 50% (до 840–850 тыс. штук), а вторых еще больше сократится. Уменьшится и доля подержанных иномарок, причем резко – с 400 до 300 тыс. В первую очередь за счет того, что будет больше предложений в секторе недорогих иномарок российской сборки, а во вторую – благодаря росту собственного вторичного рынка.
Российское производство иностранных автомобилей вырастет почти в два раза (со 110 тыс. в 2005-м до 205–210 тыс. в 2006-м). Как минимум, три бренда – «Хёндэ», «Шевроле» и «Форд» – сумеют, видимо, преодолеть планку в 100 тыс. проданных за год автомобилей. Наиболее острая борьба за кошельки покупателей, как и прежде, будет в секторе от 10 до 20 тыс. долл. (к нему относятся две трети проданных иномарок), поэтому тут появятся новые агрессивные игроки, что может вызвать изменения в рейтинге иностранных производителей. Пока в роли «темной лошадки» остаются и китайцы. В 2005 году все вместе они продали в России 5– 6 тыс. автомобилей. В 2006-м, по прогнозу аналитиков PriceWaterhouseCoopers, автомобили Made in China купят 12–15 тысяч. Так что скучно не будет.