Чем пахнет будущее

Чем пахнет будущее

Сквозь облака проглядывали леса и равнины, озера и города, которые, наконец, сменил Атлантический океан, разлившийся на тысячи миль… Спустя почти сутки пересадок, досмотров и, конечно, полета больше всего хотелось одного – свежего воздуха! После долгих часов «искусственного дыхания» на борту выходишь на солнечный свет в штате Мичиган и чувствуешь малейшую примесь в воздухе.

В США действуют одни из самых строгих в мире норм токсичности, особенно это касается Калифорнии с ее неудачным для автомобилизации рельефом (в низине Лос-Анджелеса легко собирался смог). Словно катализатор, этот штат каждый раз стимулирует производителей делать все более «чистые» автомобили, а законодателей – все выше поднимать планку требований к чистоте выхлопа. Подливают масло в огонь и растущие цены на то, из чего это масло, собственно, и делают, – нефть. Ведь чистота воздуха и экономичность – вещи взаимосвязанные.

ПЛЮС ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ

Претендент № 1 на экологический подиум – гибридные модели. Перефразируя классику, можно сказать: «Верхи еще не могут, низы уже хотят». Еще пару лет назад производители без устали убеждали покупателей в том, что комбинированные силовые установки надежны и позволяют немало экономить на топливе. Результат пропаганды превзошел все ожидания: лидеры гибридного рынка «Тойота» и «Хонда» не справляются со спросом на чрезвычайно популярные «Приус» и «Сивик Гибрид». Обе компании в ближайшее время намерены в качестве опции предложить подобные установки почти для любой модели! Причем их достоинства не только в экономичности и заботе об экологии, но и в улучшении динамических характеристик. Ярчайший пример – гибридный «Lexus RX400h», обставляющий в спринте бензинового собрата (ЗР, 2006, № 1).

В гонку включились почти все крупные производители, даже те, кто ранее был настроен скептически. «Мы не учли, что многие готовы купить гибрид, продемонстрировав тем самым заботу об окружающей среде», – сокрушается вице-президент «Дженерал моторс» Роберт Лутц. Джил Ладжзак, глава подразделения «Сатурн»: «Мы уверены – необязательно быть богатым для того, чтобы примкнуть к стану «зеленых».

В «Дженерал моторс» сегодня работают над гибридными установками двух типов: первый вариант – для легковых машин, второй – для вседорожников и пикапов. По уверению фирмы, самые доступные легковые модели стартуют с цены ниже 20 тысяч долларов. Здесь электромотор задействован во всех режимах, обеспечивая быстрый разгон и снижая расход топлива на 20%.

Второй тип систем – двухступенчатый: гибрид переключается в один из двух режимов – «город» или «трасса». В первом на малых скоростях работает лишь электромотор, затем вступает бензиновая «восьмерка» «Вортек». Двигатель с изменяемыми фазами газораспределения снабжен функцией отключения нескольких цилиндров и отличается высокой степенью сжатия. Экономия топлива достигает 25%.

Но проблемы, само собой, есть – прежде всего, экономического характера. Президент «Джи-Эм» Ричард Вэгонир откровенничает: «Сегодня никто не зарабатывает деньги на гибридах. Если продажи перешагнут миллионную отметку, тогда мы сможем бросить прибыль на разработку новых систем». Именно по этой причине «Дженерал моторс» объединил усилия с «Даймлер-Крайслером» и БМВ.

ДИЗЕЛИ НАЧИНАЮТ И…

«Второй фронт» порываются открыть дизели, способные отобрать кусочек успеха у гибридных моделей. Насколько сильна конкуренция? Уже с 30-х годов прошлого века дизели доминируют в США в сегменте тяжелых грузовиков. С легковыми авто картина иная.

В 70-х годах та же «Джи-Эм» предпринимала попытки выйти на рынок с дизельными версиями «кадиллаков» и «олдсмобилей», но все они провалились. Отринув идею собственной разработки мотора, стали рассматривать донорские варианты, предлагаемые «Фольксвагеном», «Мерседесом» и БМВ. Но их агрегаты со скрипом вписывались в свежепринятые экологические нормы США, да и бензиновые моторы становились все экономичнее, стремительно обрастая электроникой. Покорение Америки не состоялось.

Сегодня объединенный концерн «Даймлер-Крайслер» с подачи своей европейской составляющей как никогда активно продвигает дизели в США. Ярчайший тому пример – «Мерседес-Бенц GL» с мотором «Блютек». Глава концерна назвал его самым чистым дизелем в мире, которому уже сейчас по плечу нормы токсичности 2008 года! Эти двигатели вскоре появятся под капотами «джипов», в частности «Гранд Чероки». Не скрывают намерений по раскрутке дизельной темы «Форд», БМВ, «Ауди»…

Остается решить лишь одну маленькую проблему – и эти моторы, возможно, завоюют сердца американцев. Дело в топливе. По сей день заокеанская солярка содержит серу, губительную для современных европейских моторов. В соответствии с новыми нормами сера должна исчезнуть из топлива с будущего года. Так что большинство европейских компаний, особенно БМВ, намереваются дождаться этого эпохального события и лишь потом завозить в США дизельные модификации.

ПЛОДЫ РЕВОЛЮЦИЙ

Картина будущего рисуется такой: до 2010 года рынок гибридных машин в США вырастет, по разным оценкам, в 4–5 раз. Перспектива дизелей не столь радужна. Сейчас объем их продаж – 3,4% от общего числа, к 2015 году аналитики прогнозируют четырехкратный рост.

О сколь-нибудь масштабном внедрении топливных элементов речь пока не идет: это потребует создания мощной инфраструктуры по всей стране – перерабатывающие заводы, заправочные станции… Нынешней Америке, да и Европе это пока не по зубам. Даже оптимисты говорят: топливные элементы не завоюют сердца покупателей ранее 2020 года.

Из ближайших планов наиболее реалистичные – у «Форда», стремящегося заполнить рынок работающими на этаноле моделями. В 2006-м фирма продаст около 250 000 спиртовых машин. В целом рынок США в ближайшие годы останется во власти бензиновых моторов. Ожидать здесь серьезных подвижек не приходится – прогресс идет по пути эволюции. А может, это лишь затишье перед бурей?

ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ

В январе Детройт притягивает журналистов на автомобильный салон NAIAS, лучший индикатор тенденций северо-американского автомобильного мира. В рамках салона 49 журналистов из Канады и США ежегодно выбирают лучшие вседорожник и легковой автомобиль. Нынче обе награды впервые достались одной компании. Новая «Хонда Сивик» вырвала победу у «Понтиака-Солстис» и американской версии «Форда-Фьюжн». Набирающий популярность пикап «Хонда-Реджилайн» переиграл «Ниссан-Экстерру» и «Форд Эксплорер». «Если вы прислушиваетесь к желаниям покупателей, они отвечают взаимностью», – резюмировал представитель «Хонды» Дик Оливер.

Подпишитесь на «За рулем» в