Национальные забавы
Целый эшелон новых турниров: GP2 – официальный наследник 3000, формула «Суперфунд», формула «Рено V6», чемпионат А1. А еще грядет многоэтапное шоу «Гран-При Мастерз» – гонки ветеранов формулы 1 с участием великих Найджелла Мэнселла, Эмерсона Фиттипальди, Эдди Чивера, Рене Арну…
Наше внимание, естественно, привлекает A1 Grand Prix – этот неформальный «чемпионат наций», в котором россияне стартовали с первого же этапа.
Как мы уже сообщали, придумал и запустил эту карусель неравнодушный к автоспорту шейх Мактум аль Мактум. Концепция А1 не только необычна, но и чрезвычайно привлекательна. Чемпионат начинается в сентябре и длится до весны – то есть в тот отрезок года, когда телеэфир отнюдь не загружен автогонками. Участвуют только национальные команды, зачет для пилотов не предусмотрен! Учтем, что большинство этапов проходит в теплых странах, где в разгар зимы погодные условия вполне летние по европейским меркам, – Индонезия, ЮАР, Малайзия, Бахрейн, Мексика. Технику на трассы доставляет сам организатор, а стартовый «взнос» за сезон – $2 млн., на два порядка меньше, чем в формуле 1. Добавим еще, что шасси «Лола», на которых разыгрывают Большие призы «чемпионата наций», оснащены 520-сильными двигателями «Зетек V8» и развивают 300 км/ч. И призовой фонд весьма солиден – на каждом из 11 этапов разыгрывают по миллиону долларов, причем победителю причитается 100 тысяч.
Учредители полагают, что в конечном итоге A1 объединит около сотни стран. Пока в борьбу вступили лишь 25, и список их поначалу даже пугал: с гоночными лидерами – Англией, Италией, Германией, США и Францией намеревались сражаться Ливан, Пакистан, Индонезия. Но все утряслось. Под пакистанским флагом, например, поехал перспективный британец Адам Кан, у которого нашлись пакистанские корни. Конечно, не все заручились хорошо обученными пилотами, но при этом гонщикам запретили скакать из одной команды в другую – выбираешь «свою нацию» раз и навсегда.
Компания в итоге подобралась неоднородная – пилоты разного уровня и поколений, но тем не менее чрезвычайно мощная. Опытный голландец Йос Ферстаппен, собаку съевший в формуле 1, звезда американских гонок Брайан Херта, лидеры чемпионата GP2 бразилец Нельсон Пике-младший и француз Александер Према, итальянец Энрике Токкачело, немецкие, британские, португальские национальные чемпионы.
Россия тоже получила официальное приглашение в А1, но целый год не поступало никаких известий, поедет ли кто-нибудь и за чей счет. Наконец, лицензию без особого шума выкупила компания ITERA, некогда содержавшая сильную раллийную команду. Ура, мы едем на А1!
Радость, как выяснилось, была преждевременной. На первом этапе в Британии за Россию стартовал Алексей Васильев, на третьем в Эшториле – Михаил Алешин, на четвертом в Австралии – Роман Русинов. Слабыми пилотами их не назовешь, но результаты оказались схожими – россияне боролись вдалеке от лидеров. Лучшим достижением стало 13-е место Русинова в так называемом «спринте» (этап состоит из двух зачетных заездов: по регламенту, 20- или 30-минутного в субботу и 45–60-минутного в воскресенье). Всех троих преследовали разного рода коллизии: столкновения, вылеты, заглохшие моторы. Впрочем, чего иного ожидать от дебютантов, к тому же Васильев и Алешин вообще впервые в жизни ехали на столь динамичных формулах.
А на пятом этапе в Сепанге и шестом в Дубае наших уже не было. ITERA без объяснения причин свернула свою программу в А1: временно или навсегда, тоже неизвестно. Прямо сказать, какая-то нелепица – проезд оплатили и не поехали. Но в России и не такое случается.