Конкурс

Конкурс

СУХИМ ИЗ ВОДЫ!

За правильный и обстоятельный ответ на вопрос

36-й задачи («Моржи») приз 6000 руб. получит

Александр ШПАКОВСКИЙ из г. Железнодорожный

Московской области.

Напомним предложенную ситуацию: водитель увидел препятствие, которое невозможно объехать, и оказался перед выбором – экстренно тормозить или попытаться отвернуть в сторону. Что ответили водители?

Большинство ответов начиналось так: «Ни в коем случае не тормозить – занесет, развернет, закрутит!» Ездим «по понятиям», друзья! А не мешает вспомнить школьные уроки физики, о которых напомнил и наш призер.

Поведение обыкновенных шин на льду ненадежное – коэффициент сцепления всего около 0,1. Значит, у машины весом 1800 кг общая сила, с которой могут зацепиться шины, не больше 180 кг. Превысить ее при торможении или в повороте не удастся – проскользнут. Из-за этого замедление, как и центростремительное ускорение в повороте, не может быть больше 0,1 g, где g = 9,81 м/с2. Вот эта величина, не превышающая 1 м/с2, – ключевая в дальнейших рассуждениях ряда читателей. К слову сказать, сцепление шины с очень гладким, влажным, скользким льдом может быть раза в полтора-два хуже.

Профессионалы предлагают «рулить очень плавно». Хороший совет, если водитель заметил лунку, пробитую рыбаками! «Плавно» – значит, с боковым ускорением, гораздо меньшим 1 м/с2. С полыньей (см. рис.) этот номер не пройдет – ее «плавно» не объедешь: темп уже «задан» скоростью лихача Афони и расстоянием до полыньи.

Чего же можно достичь, очень умело тормозя? Или на машине с ABS? Это элементарно. Допустим, начальная скорость составляла 36 км/ч (10 м/с). Замедление а = 1 м/с2. Тогда тормозной путь (см. рис.) S = V2/2а = 50 м. Реально уложиться в эту величину на гладком льду, даже мастерски «пульсируя» ногой или с прекрасной ABS, – трудно. Хотите убедиться – попробуйте. Отметьте линию 1 – начало торможения. Определите (по нескольким попыткам) линию финиша 2.

Переходим ко второму упражнению: сохраняя исходную скорость, от линии 1 будем отворачивать в сторону, стараясь заложить дугу покруче. И что же? Центростремительное ускорение свыше 1 м/с2 невозможно, отсюда радиус траектории R = V2/a = 100 м. Вдвое больше тормозного пути. Вывод: если препятствие нельзя легко объехать, водитель должен тормозить. Насколько умело он это делает, да и поможет ли – другой вопрос… Кстати, в ряде писем отмечено: если машину «закрутило», возникшее дополнительное движение расходует часть кинетической энергии (колеса движутся по более длинным, кривым траекториям) – и тормозной путь сокращается. Жаль, что на дороге такой пилотаж опасен.

Наш призер отметил еще одну существенную деталь: тормозной путь растет по квадрату скорости – ее перебор грозит тем, что препятствие можно и прозевать. Так, при исходной скорости 40 км/ч на очень скользком (а = 0,5 м/с2) льду для полной остановки и 120 метров мало.

Наконец, о самом важном: те же законы действуют и на отличном асфальте. Положим, здесь возможно замедление 7 м/с2, а вы лихо мчитесь со скоростью 200 км/ч. Увы, каждую опасную выбоину понадобится опознать с расстояния около 220 м!

Насколько это реально, оцените сами. И сделайте выводы. Впрочем, некоторые энтузиасты немало нас позабавили. Почему бы, увидав полынью, не разогнать УАЗ до звона – да и перемахнуть акваторию. В конце концов, чем он хуже аэроплана!

Мы всех благодарим за участие в конкурсе. Александра Шпаковского поздравляем с победой!

Подпишитесь на «За рулем» в