Статистика: Автопром в итогах и прогнозах

Независимая консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC) вслед за Ассоциацией европейского бизнеса (AEB) провела пресс-конференцию по итогам года, рассказав о мировых тенденциях и о ситуации на российском рынке легковых автомобилей.

Кому кризис на пользу?

Стенли Рут, один из руководителей компании, отметил, что хотя в начале 2009 года многие ожидали масштабного спада в автомобильной отрасли, вмешательство правительств ряда государств позволило мировой индустрии относительно безболезненно пережить столь неспокойные времена.

И вот интересный момент: в столь сложный, критический для мирового автопрома период в некоторых странах продажи автомобилей только выросли – в Китае, Германии, Индии и Бразилии. Важную роль в этом сыграла поддержка государства. В Китае снижен налог на покупку автомобиля с 10 до 7,5% в отношении автомобилей с двигателем объемом до 1,6 л; выделено около $1,6 млрд. на программы утилизации и субсидии; разрабатывается новая система автокредитов для стимулирования продаж. В Индии НДС снижен на 4%, акцизные пошлины – на 2%, уменьшен налог на крупные малоэкономичные автомобили. В Бразилии отменен налог на промышленные товары в отношении покупки новых автомобилей (до марта 2010 года); налог на финансовые операции был снижен с 3 до 1,5%, что сделало более дешевым финансирование новых автомобилей (к январю 2010 года налог был восстановлен); гарантированные госзаказы на сумму 1,8 млрд. долл. Принятая в Германии программа утилизации автомобилей предусматривала предоставление потребителю ваучера на 2500 евро при покупке нового автомобиля после утилизации старого. Заявки на участие в программе подали более 2 млн. человек.

В Великобритании в сентябре 2009 года было продлено действие первоначальной программы утилизации в размере 300 млн. фунтов стерлингов (дополнительно выделено 100 млн.). По этой программе при утилизации старого автомобиля с цены нового делается скидка в размере 2000 ф. ст. Скидка финансируется за счет правительства и автопроизводителей (по 1000 ф. ст. с каждой стороны).

Российский спад – вообще и в частности

У нас в прошлом году рынок сократился на 56% (включая подержанные иномарки и исключая малотоннажные грузовики) в количественном выражении и на 61% в денежном. Меньше всего эта тенденция затронула сегмент иномарок российского производства. Общий спад рынка новых автомобилей составил 49%. Наименьшее падение показали BMW (–11%), KIA (–20%), VW (–28%), PSA (–30%).

Сравнительно неплохие результаты показал сегмент автомобилей премиум-класса. Объяснение этому достаточно простое: обеспеченные люди, может быть, и потеряли больше остальных в процентном соотношении, но у них осталось достаточно денег, чтобы покупать новые автомобили. Сильнее всего пострадали продажи японских марок, на которых также сказался высокий курс иены, державшийся в течение года.

До 2009 года, несмотря на приход в Россию значительного количества иностранных автопроизводителей, доля автомобилей, выпущенных в России, в общем объеме продаж снижалась.

Однако повышение таможенных пошлин в 2009 году, снижение курса рубля и субсидируемые ставки по кредитам на покупку автомобилей российского производства значительно увеличили долю «наших» иномарок в общих продажах, и в 2010 году эта тенденция должна сохраниться.

Особо следует отметить, что даже внутри России продажа иномарок имеет свою специфику. Так, рыночная доля Центрального федерального округа (включая Москву) увеличилась с 45 до 50%. А доля рынка Уральского федерального округа снизилась с 11 до 8%.

Вторые руки нам помогут

Что касается программы утилизации, разрабатываемой в России, то пока трудно сказать, как эта схема будет работать на практике. Во всяком случае, дилеры опасаются, что сначала будут вынуждены дать скидку, а потом долго и мучительно «выбивать» ее у государства. И возврату денег может предшествовать тотальная налоговая проверка. Между тем сегодня российские дилеры и так в сложном положении. Строительство дилерских центров нередко финансировалось за счет краткосрочных банковских займов. И с началом кризиса многие дилеры пострадали от падения прибыли, быстрого роста процентных ставок и невозможности рефинансирования кредитов.

До кризиса большую часть прибыли российские дилеры получали от продаж новых автомобилей, что отличает их от дилеров развитых рынков, где основным источником дохода является продажа подержанных автомобилей и услуг по ремонту и техобслуживанию. В среднем за год в одном российском дилерском центре продавали около 780 машин, а, к примеру, в Великобритании – 470, в Германии – 250. В ближайшие годы прогнозируется существенный рост парка иномарок в возрасте от 3 до 7 лет – сегмента автомобилей, которые традиционно активно продаются на вторичном рынке. В краткосрочной перспективе обслуживание этих машин частично способно помочь дилерам компенсировать снижение прибыли.

Оптимисты, пессимисты и господдержка

Прогнозировать что-либо в смысле продаж автомобилей на 2010 год сейчас занятие малоперспективное. Слишком много факторов способны раскачать маятник в ту или другую сторону. Оптимистический сценарий предполагает 15-процентный рост продаж в количественном выражении при общем объеме продаж около 1,6 млн. автомобилей. Согласно пессимистическому раскладу продажи могут снизиться примерно на 5% при общем объеме около 1,3 млн. автомобилей.

Впрочем, Стенли Рут отметил, что есть несколько факторов, которые определенно могут улучшить положение, но целиком зависят от государства.

Первое – это действительно эффективно работающая программа утилизации. Второе – необходимо сделать все возможное, чтобы дилеры активно участвовали в ее схеме, были заинтересованы и помогали государству. Третье – необходимо внедрить налоговые льготы, уменьшить налог с покупки. Четвертое – есть смысл пойти по пути тех стран, в которых производители частично вкладывают деньги в программу утилизации, таким образом снимая с государства излишнюю денежную нагрузку.

Увы, быстрого восстановления рынка, по мнению господина Рута, в ближайшем будущем не ожидается. И это понятно: запасы (продававшиеся с большими скидками) значительно снизились, безработица остается высокой, а уверенность потребителей – низкой.

Помочь дилерам продержаться на плаву сможет обслуживание 3–7-летних автомобилей

Можно предположить, что расчетный показатель насыщения рынка на уровне 400 автомобилей на 1000 человек населения будет достигнут к 2025 году, при этом коэффициент утилизации старых автомобилей составит 6%.

Подпишитесь на «За рулем» в