Утилизация невозможна?
Эксперимент, рассчитанный на год, должен был стартовать еще 1 января. В рамках пилотного проекта предполагается принимать к утилизации автомобили отечественного и зарубежного производства старше 10 лет, которые были зарегистрированы на последнего владельца не менее года. При сдаче машины в утиль потребитель получит сертификат номиналом 50 тыс. рублей, который может быть использован только на приобретение нового автомобиля отечественного производства (включая иномарки, собранные в России). По словам директора департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексея Рахманова, одной из острых проблем российского авторынка остается почтенный возраст легковых автомобилей: около 50% парка старше десяти лет. Хорошо, если они на ходу, – отслужившие свой срок машины, ржавые кузова, лысые покрышки просто бросают во дворах домов, на пустырях, «диких» свалках, захламляя городские территории.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОРЫВ
В России, как известно, рынок легковых автомобилей за год «упал» в два раза. А в Европе, Америке и ряде стран Азии ситуацию (которая поначалу складывалась не лучше) в течение прошлого года удалось переломить благодаря принятым в первой половине 2009-го государственным программам стимулирования внутренних рынков. В частности, с помощью утилизационных премий, которые выплачивались покупателю новой машины при условии сдачи старой на переработку. Такие бонусы выдавали в 13 странах Европы, в США и других государствах. Наиболее яркие успехи продемонстрировала Германия, где продажи за время действия программы выросли на 40%! Вот и наше правительство решило пойти тем же путем – выделило на утилизацию около 200 тыс. автомобилей в этом году 10 млрд. рублей.
РОССИЙСКИЙ НАРЫВ
Все это очень здорово, своевременно, но, как всегда, наступил новый год, а программа оказалась не готовой. Срок ее вступления в силу официально перенесли на месяц, но нет никакой уверенности, что с 1 февраля она заработает. Слишком много вопросов – и у тех, кто хотел бы сдать старенькую «копейку» в обмен на новую «калину», и у специалистов. Например, кто придумал Правила предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств российского производства со скидкой? Название этого документа, вывешенного на сайте Минпромторга, невозможно даже прочитать, тем более – попытаться получить по нему хотя бы копейку. Это какой-то апофеоз бюрократической бессмыслицы!
Судите сами. Человек сдает старую машину в утиль и получает у приемщиков бумажку. С ней он идет в банк, где ему выдают... нет, не деньги, а другую бумажку. С этим документом потенциальный автовладелец отправляется в автоцентр. Там ему продают автомобиль, из цены которого вычтены «государственные» 50 тыс. рублей. Но пока ничего государственного тут нет – фактически эта скидка оплачена из кармана продавца! Сам дилер после сделки составляет солидный пакет бумаг и отправляет его в Москву, в Минпромторг. Там все эти документы проверяют и отправляют со своей резолюцией в банк. Через какое-то время (в теории не превышающее 45 дней) банк возвращает дилеру его собственные деньги – и только теперь «проявляется» финансовая помощь государства.
На практике, понятное дело, сроки могут затянуться, ведь проверкой документов в министерстве будут заниматься всего несколько сотрудников. И какой дилеру интерес в этой программе? Денег у него сейчас и так негусто, только успевай по кредитам платить, а тут на каждой машине он надолго теряет по 50 тыс. рублей. Которые, может быть, получит. Когда-нибудь. Или не получит…
И это еще не все. На сегодняшний день не определен список банков, привлеченных к программе; нет даже образца сертификата и всего пакета необходимых документов… И самое главное – в стране не только нет системы рециклинга и переработки автохлама (количество действующих заводов можно пересчитать по пальцам одной руки), но и не разработана система стимулов и нормативно-правовая база для желающих заниматься такой деятельностью! И вообще, кто за это будет платить? В Европе расходы, связанные с утилизацией, давно включены в стоимость автомобиля. А у нас? Пока Минпромторг робко предполагает, что заплатит сам владелец старой машины (называют даже примерную сумму – не более 3 тыс. рублей). Плюс расходы на эвакуатор (в пределах Москвы – около 2 тыс. рублей). То есть до покупки нового транспортного средства еще ой как далеко, в руках только бумажка (тот самый сертификат), а денег уже потрачено немало…
Сколько еще таких подводных камней обнаружится, когда программа начнет действовать, можно только догадываться. И вспомнить, что широко разрекламированное льготное кредитование стало реальностью лишь в мае 2009 года (обещали запустить с января). Она буксовала, пока в схему не внесли три существенные поправки: сумму увеличили до 600 тыс. рублей, первоначальный взнос сократили до 15% и увеличили число банков-участников. И хотя правительство планировало с помощью льготных кредитов продать за год до 150 тыс. автомобилей, реальная цифра – лишь 70 тыс. Поэтому деньги, выделенные на программу, направили на другие цели – все равно потенциальные покупатели ими воспользоваться не смогли...
Тем не менее для нашей страны программа утилизации – это огромный шаг вперед. Ведь и авторынок здорово просел, и легковых автомобилей в России старше 10 лет больше половины. Я уже не говорю о коммерческом транспорте: среди грузовых автомобилей таких более 80%, автобусов – 60%. Но про них в решениях правительства нет пока ни слова.
P.S. Редакция журнала будет внимательно следить за тем, когда и как заработает программа утилизации. Более того, в ближайшее время мы попытаемся сдать в переработку старый автомобиль и купить (с зачетом сертификата) новую машину.