Кому нужны нормы Евро
ПОЛВЕКА – НЕ ВОЗРАСТ
Встретить 2008 год с высокооктановым топливом предписала Госдума принятым ею техрегламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ». Уже тогда специалисты считали, что уложиться в такие сроки, скорее всего, не удастся. Так и случилось – специальным распоряжением правительства дата была передвинута на год, потом еще раз.
Сейчас назначен новый рубеж: с 2011 года перейти на выпуск автомобильного бензина не ниже Евро III, с 2012-го – не ниже Евро IV, с 2014-го – и вовсе Евро V. Будет ли он соблюден, никто не поручится. Но одно уже ясно: нефтяные компании готовы бороться за их перенос.
Понятно, у них свой интерес. И своя правда. Износ оборудования на российских НПЗ сегодня, по оценке Министерства энергетики, достигает 80%. Возраст основных технологических установок превышает 30 лет, а у иных еще более солидный (всего два крупных завода из 27 работают менее 40 лет, а 12 заводов эксплуатируются более 60 лет!). Какое там «евро» – всю свою жизнь некоторые НПЗ занимались выпуском мазута (который продолжают по сей день по бросовым ценам продавать за рубеж, где его используют как сырье для дальнейшей переработки)! Словом, российские нефтезаводы капитально изношены. Это не значит, что комплекс заброшен. На некоторых заводах в последние годы проведена реконструкция, владельцы занимались обновлением оборудования и технологической базы. Построено в России и несколько современных мини-НПЗ. Но они погоду на рынке не делают.
Словом, для того, чтобы выпускать продукцию, соответствующую техрегламенту, необходима тотальная модернизация большей части существующих мощностей (или создание новых). По подсчетам специалистов компании ЛУКОЙЛ, на реконструкцию понадобится не менее 50 млрд. долларов и шесть-семь лет ударной работы. Так что наладить производство топлива необходимых классов в заданный срок нереально. Причем и цены, и даты назывались еще до того, как страну накрыл экономический кризис.
ЕВРОСКЕПТИКИ ОТ БЕНЗИНА
Дело в том, что больше половины легкового парка страны, 76% грузового и автобусного – старше 10 лет, и двигатели их рассчитаны в лучшем случае на топливо Евро 0. Да и то при рождении! А сейчас, по прошествии стольких лет, зачем им современный бензин – пусть более качественный, но наверняка более дорогой? Нужен ли он вообще в глубинке – зачем заправлять советские трактора евросоляркой?
Вынужден повиниться: сам на трассе «Колыма» заливал в бак из бочки у дороги какой-то бензин и о происхождении не спрашивал – лишь бы доехать… Так думают – увы! – миллионы автовладельцев, и нефтяников такая точка зрения, кажется, устраивает. Они даже готовы привести по этому поводу свои расчеты. Скажем, ЛУКОЙЛ потратил десятки миллионов долларов и освоил производство дизтоплива, соответствующего требованиям Евро IV. И что? Спрос на него предъявили только в мегаполисах и на основных федеральных трассах Европейской части страны. Ведь литр такой солярки на целый рубль дороже обыкновенной… В итоге большая часть современного топлива остается невостребованной – и ее отправляют на экспорт.
Словом, вкладываться в новые технологии нефтяники не спешат. Тем более что государство, на словах выступая за создание инновационной экономики, на деле никак не поощряет обновление НПЗ. Более того, принимаются неожиданные решения – например, обнулить экспортные пошлины на нефть, добытую в восточных регионах страны. В таком случае вообще нет смысла тратиться на переработку нефти – выгоднее гнать ее прямо за рубеж.
Но это только часть проблемы. «В настоящее время 60,5% производимого в России автомобильного топлива представлено маркой Евро II, – заявил недавно президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. – А треть трудно вообще назвать бензином какой-либо марки».
ПРИВКУС КОНТРАФАКТА
Сообщения о том, что закрыт очередной подпольный завод, где гнали суррогат топлива, или о махинациях с левым бензином звучат чуть ли не ежедневно. В Интернете регулярно вывешивают черный список АЗС Москвы и других районов страны, на которых лучше не заправляться. Мы не раз писали, откуда берется «нехорошее» топливо. Чаще всего берут дешевые сорта бензина (например, прямогонный или вовсе газолин) и накачивают его в кустарных (или не очень) условиях присадками, которые повышают октановое число. От такой смеси страдают свечи, фильтры, топливные насосы. Расход топлива увеличивается, срок службы двигателя сокращается. Да что там – он может просто умереть «не отходя от кассы»!
Бодяжным бензином чаще торгуют на АЗС, расположенных вдали от крупных населенных пунктов, на трассах, а то и разливают его из цистерн-автозаправщиков. Как правило, цена такого «топлива» ниже, чем на нормальных АЗС. Но встречается контрафактное горючее и на фирменных заправках. По данным президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, в России 80-го бензина производят на 5 млн. т больше, чем потребляют. Понятно, что он никуда не исчезает, а путем несложных манипуляций с присадками превращается… в 95-й. Которого, наоборот, продают больше, чем выпускают НПЗ. Поэтому-то некоторые особо осторожные автомобилисты предпочитают заправлять машины 92-м. Не чтобы сэкономить – сомневаются в происхождении 95-го.
В прошлогоднем рейтинге Международного центра качества топлива Россия заняла 84-е место среди 100 стран.
КОМУ ЗАКОН ПИСАН
Ситуация складывается более чем странная. В одной из крупнейших в мире нефтедобывающих стран у рядового автомобилиста шансов заправиться современным качественным топливом мало, если только он не житель одного из крупных городов Европейской части России. Но и там велика вероятность нарваться на бодягу и загубить двигатель. Понятно, что задача государства – попытаться как-то изменить порочную систему. Но пока оно ограничивается проверками АЗС (пойманных на торговле левым бензинов штрафуют, но кого это пугает?), а также призывами к нефтяникам перейти на современные технологии. Но поскольку призывы эти не подкрепляются стимулами, серьезных перемен к лучшему автовладельцам ждать не приходится.
Больше того, автомобилисты же и оказались крайними – ведь это они виноваты в том, что отравляют окружающую среду! И принимаются постановления, которые запрещают производить в России (и ввозить в страну) машины экологического класса ниже Евро III (с 1 января 2008 года). Понятно, что они в результате дорожают и дорожают. С начала 2010 года должны были объявить вне закона и новые машины, не соответствующие нормам Евро IV. Пожалели – перенесли сроки: правило будет действовать в полном объеме только с 2012 года.
Итак, современные автомобили у нас есть. А вот когда появится в стране топливо, которое подходит для такой техники, пока неизвестно.