Ford S-MAX/Galaxy: Звезды последней величины
Среднеразмерные минивэны – это не те автомобили, за которыми покупатели сегодня выстраиваются в очередь. В середине 80-х класс минивэнов считался очень прогрессивным и перспективным: производители полагали, что в будущем большинство семей предпочтут передвигаться именно на минивэнах, а не на привычных седанах и универсалах. Отличные продажи таких моделей как Chrysler Voyager и Renault Espace лишь подогревали оптимизм.
Однако уже к началу 90-х эйфория прошла вместе с модой, и стало ясно, что большие 7-местные машины оказались слишком дорогими, чтобы конкурировать с привычными легковушками, и слишком крупными для городов, особенно тех, чья дорожная сеть закладывалась еще в средние века.
С появлением менее громоздких компактвэнов и более универсальных кроссоверов интерес к минивэнам и вовсе стал гомеопатическим. В прошлом году в России, например, было продано всего 1207 минивэнов Ford S-MAX и 656 экземпляров его чуть более крупного собрата Galaxy. Модели других производителей продавались еще хуже. То есть S-MAX и Galaxy лидируют в своем классе, но в абсолютном зачете их впору зачислять в разряд эксклюзивных автомобилей – настолько редко их можно встретить на дороге.
Большие размеры автомобиля никогда не были препятствием на его пути к успеху в России, но наши автолюбители все же гораздо охотнее покупают большие седаны (вроде Ford Mondeo и Toyota Camry), а не минивэны – даже при равнозначных ценниках. А почему так? А потому что традиция. Ездить на седане престижно, а минивэн – это автобус; на автобусе ездить непрестижно, во всяком случае за рулем. Поэтому те редкие минивэны, что у нас продаются, попадают в корпоративные парки или в руки семейных энтузиастов, которые в силу самых разных причин хотят именно минивэн.
На вкус и цвет
S-MAX и Galaxy построены на одной платформе (а именно платформе Mondeo), но отличаются размерами (Galaxy длиннее и выше), элементами наружного дизайна и настройками шасси. Galaxy спроектирован с акцентом на традиционные вкусы и комфорт, S-MAX – адепт новомодного кинетического дизайна и динамичной езды.
После модернизации различия между моделями стали еще более явными: S-MAX своими изгибами и выпуклостями стал пуще прежнего похож на кроссовок (не путать с кроссовером), тогда как Galaxy строг и прямолинеен, отчего выглядит дороже и солиднее собрата.
В салонах различий немного и сводятся они лишь к цветам и текстурам отделочных материалов, зато обе модели могут похвастать теперь светодиодными фонариками внутреннего освещения, высококлассной аудиосистемой Sony и встроенными в зеркала заднего вида индикаторами помех в слепых зонах. Но главные изменения все-таки под капотом.
Лучше меньше, да лучше
Минивэны S-MAX и Galaxy первыми из моделей Ford получили новейший бензиновый двигатель серии EcoBoost. Под этим названием в будущем появится целый выводок моторов с разным рабочим объемом и числом цилиндров, а объединять их будет непосредственный впрыск топлива, применение турбонаддува, компактные размеры, высокая удельная мощность, умеренный аппетит и соответствие самым строгим экологическим нормам. Последнее обстоятельство подчеркивается особенно ревностно, хотя российскому покупателю это интересно в той же мере, как гараж на Луне. Наших граждан больше беспокоит, что рабочий объем двигателей для современных машин становится все меньше и меньше. У нас ведь по старинке считают, что чем больше двигатель, тем он мощнее и лучше, тогда как моторостроение нынче движется ровно в обратном направлении, обещая делать каждый новый двигатель меньше и эффективнее предыдущего. Так в частности старый 2,5-литровый двигатель мощностью 220 л.с. для S-MAX и Galaxy заменен новым 2-литровым мощностью 203 л.с. При этом, как уверяют разработчики, последний охотнее реагирует на нажатие педали газа, чем предшественник. В том, что это не лукавство, я убедился во время тест-драйва на юге Испании – двигатель EcoBoost действительно отличается необычайной живостью реакций и если в чем и проигрывает старому мотору, то разве что в звуке выхлопа – у предшественника он был благороднее.
В дополнение к новому двигателю инженеры Ford совместно с коллегами из Getrag предложили 6-ступенчатую АКП с двумя сцеплениями, работающими в масляной ванне. Знакомство с ней оставило самые приятные впечатления: трогание с места происходит плавно даже в горку, а ручной режим – честный, по достижении максимальных оборотов передачи сами не переключаются.
Помимо 203-сильного двигателя EcoBoost для обновленных минивэнов будет по-прежнему доступен 2-литровый атмосферный бензиновый мотор мощностью 145 л.с. (но только в сочетании с МКП), а так же 2-литровый турбодизель в трех вариациях – 115, 140 и 163 л.с. В Россию же в первую очередь (а именно в мае) начнут поставлять версии с двигателем EcoBoost и средним 140-сильным турбодизелем, который также можно будет заказать в паре с новой АКП.
В Испании однако машин со 140-сильным дизелем не было – лишь самые мощные. Galaxy со 163-сильным турбодизелем и МКП по ощущениям ничуть не проигрывает в динамике бензиновому S-MAX. Очень понравился предельно информативный привод сцепления, четкое переключение передач и отличная тяга двигателя на низких оборотах. А вот шасси Galaxy для извилистых испанских дорожек показалось слишком мягким – кузов заметно кренится и раскачивается в поворотах. Более плотная и собранная подвеска S-MAX для серпантинов подходит гораздо лучше, машина охотнее и точнее реагирует на повороты руля, при этом плавность хода лишь немногим уступает Galaxy – S-MAX просто чуть грубее проходит крупные неровности. Для энтузиастов Ford S-MAX в комплектации Titanium S предлагает и вовсе спортивную подвеску, которая конечно заметно жестче обычной, но зато и удовольствия азартным водителям доставляет больше.
Светлое скромное будущее
После обновления S-MAX и Galaxy стали, безусловно, привлекательнее, чем раньше. К уже известным добродетелям (вроде просторного и легко трансформируемого салона и невысокого для такой большой машины уровня внутреннего шума) добавились свежие штрихи в дизайне и новейший силовой агрегат, состоящий из бензинового двигателя EcoBoost и автоматической коробки передач с двумя сцеплениями. И хотя в целом выбор двигателей заметно сократился, а цены на обновленные машины пока неизвестны, вряд ли стоит опасаться, что минивэны Ford уступят кому-нибудь лидерство в классе. Реальной угрозой в будущем может стать лишь новый VW Sharan, но ему одному будет тяжело бороться с разноликими S-MAX и Galaxy, удовлетворяющим практически всем возможным потребностям и вкусам узкого круга покупателей таких машин.