Монтеру-любителю
Впрочем, не только в двигателе дело. Погаснет ночью свет – придется встать на обочине. То же самое вас ждет в дождь при отказе дворников. Крайне неуютно ехать в авто с отказавшим отопителем, неработающими клаксоном или обогревом заднего стекла. Подобных примеров можно привести немало. Причем даже в простом электрооборудовании локализовать и устранить дефект порой непросто – делать это на реальном автомобиле совсем не то, что изучать схему в книжке.
Напомню начинающим «монтерам», что в электрооборудовании автомобиля сэкономлено немало проводов – тем, что общим «минусом» для всех систем служит кузов («масса», «земля»). А по «плюсовым» проводам подается питание многочисленным потребителям. Конечно, в реальной проводке все-таки есть и «минусовые» (обычно они короткие) провода – без них не обойтись. Из-за чего же может не работать потребитель? (Конечно, подразумеваем исправный, иначе тут и искать нечего.) Частая причина – отсутствие «плюса». Он, например, не доходит до моторчика вентилятора, потому что оборван провод. Или все провода в порядке, а отказал выключатель. Впрочем, у новичков случаются курьезы – ищут пропавший «плюс», а села батарея. Или, не дай бог, украдена.
Но и «минус» для потребителя жизненно важен. Чаще всего он пропадает из-за окисления соединений провода с кузовом.
Довольно часто, особенно на старых автомобилях, побывавших в руках гаражных «самородков», мастер обнаруживает «плюс» там, где его не должно быть. Ведь самодельщик, имея под рукой провода, паяльник и изоленту, даже простейшую проводку способен превратить в головоломную.
Особо опасная неисправность – короткое (то есть без нагрузки) замыкание «плюсового» провода на «массу». Если этот участок цепи не защищен предохранителем, беды не миновать. Ладно, если просто обгорит проводка – но случаются настоящие пожары.
Обрыв провода – классическое повреждение цепи. Угроза ее целостности возникает не только на стыках дверей со стойками, капота с кузовом и т.д., то есть близ деталей с большими перемещениями. Если провод проложен неудачно, натянут, то со временем порвется и от вибраций, либо протрется изоляция – тогда жди замыкания.
[caption id="attachment_188899" align="aligncenter" width="150" caption="Наши пробники:
справа – самодельный.
"]
[/caption]Иные неисправности очевидны даже для новичка: нашел – устранил, анализировать нечего. Для выявления других нужен хотя бы несложный инструмент вроде пробника, которым мы часто пользуемся в мастерской (фото 1). Штучка миниатюрная, недорогая – и надежная. Попрактикуемся!
Схема приборчика – на рис. 1. Запомните: цвет свечения – зеленый или красный – зависит от направления тока. Если щуп на «плюсе», а зажим на кузове, свечение красное. Если щуп тоже попал на «минус», свечение зеленое. Хотите убедиться – взгляните на фото 2. Нижние контакты предохранителей – это «плюс» АКБ. Свет красный. А коснемся щупом зажима – свет зеленый.
На рис. 2 – фрагмент типовой автомобильной электросхемы: АКБ – предохранитель – выключатель – потребитель. Как проверить этот участок пробником? (Потребитель исправен.)
Начнем с аккумуляторной батареи, как это показано на фото 2. Если в точке 1 «плюс» есть, придется проверять цепь дальше. Если «плюса» нет, то либо АКБ разряжена или у нее обрыв внутри, либо ее «минусовой» вывод отсоединен от кузова, либо оборван провод между АКБ и точкой 1. (Если бы на этом участке было замыкание, владелец узнал бы о нем сразу. Запах горелой изоляции незабываем.)
Батарея в порядке? Проверим предохранитель. Коснемся щупом точки 2. Свет красный – предохранитель в порядке (фото 3). Зеленый (фото 4)? Значит, между точками 1 и 2 цепь прервана – предохранитель сгорел или не в порядке (например, окислились) его контакты в гнезде.
Что у нас с выключателем? Если в точке 3 пробник светится красным, выключатель замкнут. Зеленым – разомкнут. Либо… неисправен. Наконец, дошли до потребителя. Пробник – в точку 4. Свет красный – лампа исправна, но у цоколя нет связи с «массой». Например, окислилось соединение (бич автомобильной электротехники!). Если же свет зеленый, значит, неисправна лампа (обрыв цепи внутри) – можете спокойно ее менять.
В большинстве случаев отказ какого-то потребителя лучше исследовать, начиная с предохранителя. Велика вероятность того, что он сгорел. Как вы уже поняли, если предохранитель в порядке, то свечение пробника в точках 1 и 2 должно быть одного цвета. Если он под напряжением – значит, красного. Если цепь отключена – зеленого. Но если в точке 1 свет красный, а в точке 2 зеленый, то вот вам и место, где гнездится неисправность. Сам предохранитель можете проверить отдельно от цепи – см. фото 5. Зеленый свет – предохранитель жив. Нет свечения – цепь оборвана. Точно так же проверяют электрическую лампочку, целостность обмотки моторедуктора, многих реле и т.п.
Но отчего сгорел предохранитель? Вряд ли из-за штатной нагрузки (если он ей соответствовал, конечно). Чаще всего это следствие короткого замыкания защищаемой цепи. «Чайник» легко в этом убедится, спешно заменив предохранитель, – новый сгорит при первом же щелчке выключателя. Но даже в простейшей цепи место замыкания иногда найти непросто, а мы-то имеем дело с разветвленными цепями, когда один предохранитель страхует несколько потребителей. Для начала надо хотя бы отмести заведомо исправные ветви. Профессиональным электрикам, как и опытным автолюбителям, давно известен классический прием такого поиска. Изготовим свой пробник в виде лампы 12 В, 21 Вт с двумя припаянными проводами и штырьками на концах. (Любитель всего основательного может оснастить проводами патрон, в который вставит лампу. Этот «прибор» можно всегда возить в машине, в случае чего недолго вставить новую лампочку.)
Пробник включаем вместо сгоревшего предохранителя, как на рис. 3 – если какая-то ветвь (на рисунке – В) «коротко замкнута», лампа засияет в полный накал (фото 6). Теперь будем последовательно отключать потребители, пока лампа пробника, наконец, не погаснет. Лучше всего отсоединять их провода прямо от коробки предохранителей, а не надеяться на выключатели: в показанном на рис. 3 случае короткое замыкание при переключении выключателя сохраняется! Найдя ветвь, в которой «плюс» сбежал на «массу», мы уже не будем попусту возиться с другими. Пробник оставим на месте предохранителя, пока не устраним неисправность. Теперь при включении потребителей лампа пробника горит вполнакала или вообще не светится. Ведь она включена последовательно с потребителями, – а ток в цепи зависит от всей получившейся нагрузки.