Под диктовку водорода
«Мерседесовские» черты: характерные фары, решетка радиатора, стреловидный капот – налицо. Но создатели концепта «Мерседес-Бенц F 600 Hygenius» не скрывают: стилистика – не главное. Дизайн подчинили технике – тому, что скрыто под полом высокой машины. Там – 400 топливных элементов, собранных в четыре батареи, и бак с водородом.
Строя прототип, инженеры старались доказать: в отличие от предыдущих водородомобилей, этот заметно комфортней, уютней, эффективней. Первый «Мерседес-Бенц Necar» (New Electric Car) 1994 года был забит оборудованием под крышу. В просторном салоне F 600 ничто не напоминает о силовой установке, а максимальное расстояние между рядами сидений – 945 мм – как в седане бизнес-класса. Кстати, отдельная гордость конструкторов – кресло водителя со спинкой из двух частей. Нижняя часть автоматически подстраивается, стоит отрегулировать верхнюю, помогая принять наиболее удобную и безвредную для здоровья позу.
Вообще, ненавязчиво оказывать услуги – одна из главных черт концепта F 600. Поднимаете дверь багажника? Пол выезжает для удобства погрузки, а бампер опускается к земле. Видеокамеры в наружных зеркалах помогут увидеть соседей по движению, оказавшихся в мертвой зоне не только на ходу, но и когда вы покидаете автомобиль на стоянке. Даже информационные дисплеи водителя и переднего пассажира подстраиваются под их позы. Кроме того, благодаря сложной системе зеркал, скрытых экраном, глаза водителя воспринимают изображение так, словно оно на расстоянии 1,4 м. Это нужно, чтобы шофер постоянно не делал утомляющее глаза упражнение, переводя взгляд с дороги на экран.
Креплением детских сидений «изофикс» нынче и на серийных машинах никого не удивишь. А вот специальные ниши для подогрева бутылочек с детским питанием – опция необычная. Но не пропадать же теплу, выделяемому топливными элементами! Кстати, пора в «подполье» «Мерседеса». Там – самые последние достижения «водородомобилестроения». Скажем, биполярные пластины, в каналах которых проходит химическая реакция, – толщиной всего 0,15 м. Топливный резервуар, вмещающий 4 кг водорода под давлением 700 бар, обеспечивает пробег до 400 км. Турбокомпрессор, охлаждающий топливные элементы, в три раза меньше и в семь раз легче, чем на ранних аналогичных «мерседесах». Как утверждают, машина будет работать даже при 25-градусном морозе. А ведь одним из основных недостатков водородомобилей было обмерзание топливных элементов уже при нуле градусов.
Схема работы напоминает гибридные автомобили. В городских пробках и на парковках задние колеса F 600 получают энергию от высоковольтной батареи, обеспечивающей вполне приличную мощность – 55 кВт. На шоссе при движении с постоянной скоростью топливные элементы дают возможность электромотору развить 66 кВт, а «лишняя» энергия подпитывает аккумулятор. Наконец, при интенсивном ускорении батарея и топливные элементы позволяют развить 85 кВт и момент 350 Н.м. Максимальная скорость «Мерседеса» – 170 км/ч. А на выходе из трубы… чистая, пригодная для питья вода!
Фирма утверждает: водородомобиль с трехлучевой звездой выйдет на рынок в 2012–2015 гг. Не скоро? Напротив: в масштабах истории, даже автомобильной – недалекое будущее.