Битва за парковку
Ныне, судя по автомобильным номерам, в пробках с москвичами на равных толкаются соседи – калужане, ярославцы, нижегородцы. Почти как дома чувствуют себя и посланцы далекого Ханты-Мансийска, других неближних регионов. А бесплатных парковок в городе нет (нам, во всяком случае, о них неизвестно), платных – безумно мало, даже исходя из минимальных потребностей. Да и обидно, согласитесь, платить за неохраняемый кусочек асфальта на Тверской 200 рублей в час – больше, чем за охраняемую подземную парковку на Елисейский полях в Париже! В большинстве случаев и москвичи, и гости столицы бросают машины у обочин, на тротуарах, короче – где и как попало. Дабы повлиять на ситуацию и отсрочить транспортный коллапс, отцы города обещали перехватывающие парковки, но пока их тоже не видно. Вот и пришлось в начале зимы призвать на помощь эвакуаторы.
ПРОЦЕСС ПОШЕЛ!
Борьба в Москве с неправильно припаркованными автомобилями ведет свое начало аж с 1994 года. Шла она с переменным успехом, но апогея достигла аккурат через 10 лет. В 2004-м мэрия столицы издала очередной приказ об эвакуации «неправильных» машин («если на то имеются веские основания!») и отдала этот «бизнес» в руки частников. На то, что дело обещает быть очень прибыльным, явно намекала цена эвакуации – 1852 рубля! Первые три часа вроде бы обходились владельцу бесплатно, только система строилась так, что никому за это время найти свое авто не удавалось. Так что стали увозить всех – правых и виноватых. Народ ринулся к правозащитникам, дела обиженных автомобилистов посыпались в суды, в итоге в декабре того же года мэр Лужков своим распоряжением приостановил действие эвакуаторов. Но приостановить – не значит отказаться вовсе.
В прошлом году на базе ГУП «Доринвест» была образована Городская служба перемещения транспортных средств. Из резервного фонда столицы ей выделили 8,5 млн. рублей и определили задачу – эвакуировать автомобили, мешающие уборке снега. Благо такое закон не запрещает. Делать это предписано совершенно бесплатно! Как говорил первый (он же последний) президент СССР: «Процесс пошел»...
ДА Я «ГЕЛЕНДЕВАГЕН» ПОДЫМАЛ!
Как всегда, первые дни работы эвакуаторов сопровождались шумихой в СМИ, а потом все вроде поутихло. Сейчас в городе с почти 3-миллионным автопарком собственных машин работают несколько десятков эвакуаторов. Адресов, где они регулярно «пасутся», довольно много. В первую очередь – Садовое кольцо. Многочисленные магазины, объекты сферы услуг, офисы банков и государственных учреждений как магнитом притягивают автомобилизированных посетителей, а мест, где можно поставить машину, кот наплакал. И уж как народ бросает там свои авто – не описать. Чем больше и дороже модель, тем безобразнее припаркована.
Вот стая из трех эвакуаторов вроде бы готовится «совершить набег» на хаотичную стоянку перед торговым центром у Курского вокзала. А пока мужики, прежде чем выйти на «тропу войны», степенно перекусывают в кабинах. Мы ждали в «засаде» почти полчаса – обед затянулся. Ладно, отправимся дальше – в район Таганки. Рядом со станцией метро «Пролетарская» наконец-то увидели эвакуаторы за работой.
В составе «бригады» три эвакуатора, два инспектора ГИБДД и хорошенькая барышня – она лепит на двери и капоты машин наклейки «спецстоянка». «Бригада» «чистит» подъезд к троллейбусной остановке. Что ж, дело благое: из-за безобразно брошенных легковушек и «рогатому» до остановки не добраться, и пассажирам в его салон не попасть. Как раз перед остановкой скопилась небольшая стайка троллейбусов. Транспорт этот хоть и экологически чистый, но больно неповоротливый! Не дай бог, кто-то перпендикулярно тротуару автомобиль поставит или во втором ряду приткнет, троллейбус его объехать не сможет. Значит – пробка и кошмар на дороге. То же и с трамваями…
Наш фотокор начинает снимать работу эвакуатора, и тут же возникает младший лейтенант милиции: кто мы и зачем? «А-а, журнал «За рулем»! Ясно, можете снимать, а то сейчас сами знаете какая ситуация…» Какая уточнять я не стал, а вернул разговор к эвакуатору: «А это поможет? Ну, оттащите вы машины за угол – что изменится? Через десять минут опять кто-то прямо перед остановкой свое авто бросит». Офицера вопрос не смущает: «И пусть бросит, я-то опять приеду! Мы тут по кругу ездим». Что ж, можно только порадоваться такому энтузиазму…
Эвакуаторы легко и без проблем оттаскивают от остановки какие-нибудь «жигули». Хуже, когда автомобиль-нарушитель изрядно весит – как в прямом смысле, так и по заплаченным за него деньгам. Мы с опаской наблюдаем, как эвакуатор поднимает БМВ, который весит, видимо, около двух тонн. А вдруг сорвется?.. «Не волнуйтесь, – успокаивает нас Николай, водитель эвакуатора, – все в порядке. Я «гелендеваген» спокойно поднимал, а он куда тяжелее! От нас не уйдешь!»
Лейтенант продолжает командовать загрузкой «бумера». Тот жалобно стонет сиреной и моргает «аварийкой». Народ на остановке вяло комментирует происходящее. Всех в основном волнует, когда же тронется троллейбус.
Иду «поговорить за жизнь» с его водителем. Южно-русский говор, усталая улыбка, в кабине радио вещает, что Украина угрожает России взвинтить цены на соль. «Ой, та пускай их трошки порастаскают, а то житья нет, – показывает он на брошенные здесь автомобили. – Я ж не самолет, не объеду! И так по пять раз на дню обещают по морде дать!»
По нашим прикидкам, «зачистка» одной среднестатистичесой остановки общественного транспорта занимает около сорока минут. За это время инспектор составил протокол, всех нарушителей оклеили специальной лентой, после чего увезли – на ближайшую из пяти московских штрафстоянок. Битва за Москву продолжится, с перерывом на обед и выходные. И так каждый день…
НУЖЕН ЗАКОН
В нынешней форме борьба эвакуаторов с автовладельцами чем-то похожа на детскую игру в поддавки: одни лениво «убегают», другие не менее лениво их «ловят», при этом ни одна сторона материально не заинтересована. Глава центра организации дорожного движения Москвы Леонид Липсиц убежден: чтобы решить проблему неправильной парковки (в том числе и стоянки на тротуарах), требуется безотлагательно изменить федеральное законодательство: «Такой закон давно необходим крупным городам России. Причем не только Москве, но и Санкт-Петербургу, Ростову, Екатеринбургу, Казани. Для них характерны такие же проблемы». За первый месяц зимы в Москве на штрафные стоянки было отправлено более 1100 машин. Только ситуацию это не изменило.
Леониду Липсицу вторит начальник городской службы перемещения транспортных средств ГУП «Доринвест» Владимир Золотарев: «Город берет на себя расходы по перемещению машин, поэтому водитель платит только штраф за нарушение правил парковки (50 руб. – М.П.). Но это, если автомобиль забрали со спецстоянки в течение суток». Словом, чиновники считают, что корень всех проблем – в низких штрафах за неправильную парковку и «бесплатности» эвакуаторов.
Можно сколь угодно взвинчивать расценки на «услуги» эвакуаторов и хозяев штрафстоянок, ситуации это в крупных городах не изменит, пока не будет устранена сама причина нарушений. Ведь не изверги же сплошь и рядом москвичи и гости столицы, и ставят они свои машины на тротуары не по злому умыслу, а потому, что больше негде. Не хватает у нас стоянок – бесплатных, платных, перехватывающих и т.д., и все разговоры о их строительстве пока лишь благие пожелания…
НАША СПРАВКА.
В Москве неправильно припаркованные автомобили, мешающие уборке улиц, отправляют на пять муниципальных автостоянок (первые сутки хранения – бесплатно). Узнать, на какую именно, можно по адресу единой диспетчерской: ул. Дурова, 18/3, (тел. 924-01-24). Как показывает опыт, сразу дозвониться не удается. Как-никак три миллиона собственных машин в городе…