Хроника необъявленной войны
В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧАТСЯ
При том, что в прошедшем году, как никогда раньше, на самых высоких уровнях много говорили о проблемах безопасности движения, на уровне самих ДТП это почти никак не отразилось. Общее число их даже выросло, не изменив печальную тенденцию всех последних лет. В 2005 году в России произошло 223 342 дорожно-транспортных происшествия – на 7,1% больше, чем годом раньше, в них пострадало 274 864 человека (+9,3%). Правда, несколько – на 1,6% – уменьшилось число погибших в ДТП, так что после аварий население России сократилось за год «всего» на 33 957 человек. В 2004-м потеряли больше – 34,5 тысячи.
Как всегда, среди российских регионов есть свои «лидеры» и «отстающие». За год резко увеличилось число ДТП в Москве (+52,8%!), Вологодской (+44,9%), Костромской (+35,5%) областях, Республике Башкортостан (+32,3%). Кстати, и по абсолютным показателям лидируют Москва и область: за год здесь зарегистрировано свыше 28 тыс. ДТП – каждая восьмая авария в стране. Правда, здесь и больше всего автомобилей (16% всего парка). Следом идут Санкт-Петербург и Ленинградская область (11,5 тыс. ДТП за год), Свердловская область (9,4 тыс.), Краснодарский край (7,2 тыс.) и Татарстан (6,6 тыс.). Те же регионы лидируют по числу погибших и раненых. А вот назвать хотя бы один, где за год ситуация на дорогах заметно улучшилась, – увы, нельзя. Кое-где лишь стабилизировалась, но надолго ли?
КТО ВИНОВАТ?
Естественно, чаще всего водители – по их вине произошло в прошлом году 80,9% всех ДТП. Впрочем, и страдали они при этом больше других – из 34 тыс. погибших в авариях 27,6 тыс. находились в это время за рулем своего транспортного средства. По вине пьяных водителей произошло 19,6 тыс. ДТП – очень, конечно, много, но все же первые результаты ужесточения наказаний за управление машиной в нетрезвом состоянии (введены в 2004 году) уже налицо: число аварий сократилось почти на 10%, при том, что парк в стране быстро растет.
Еще 49,6 тыс. ДТП на совести пешеходов – на 5% меньше, чем в прошлом году, а вот число аварий с участием детей выросло на те же самые 5% (их случилось 25,5 тыс.); 26 тысяч было ранено, а 1341 ребенок погиб. Страшные цифры.
Как бы ни ругали наш автопарк – он, мол, преимущественно из старых и очень старых машин без современных средств безопасности, – статистика утверждает: по причине технических неисправностей зафиксировано всего 3,4 тыс. аварий (1,5% от общего их числа)! Куда большее зло – наши дороги, вернее – их отсутствие в привычном понимании. Из-за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия за год случилось 53,3 тыс. аварий – почти каждая четвертая! И все же, суммируя все технические причины, констатируем: они «виновны» лишь в 25,4% всех ДТП, а в остальных сработал (вернее – не сработал) пресловутый человеческий фактор!
Лишний раз это подтверждает число виновников ДТП, скрывшихся с места происшествия, – оно растет из года в год. В 2005-м таких негодяев оказалось очень много – 16,4 тыс. (+8,4%), причем в этих авариях ранено 15,1 тыс. человек, а погибло – 2139. Часть из них можно было спасти, если бы виновник аварии трусливо не сбежал…
НА ПОСТУ
Как ни странно, но в этом отчете ДОБДД незаполненными оказались графы в разделе «ДТП и пострадавшие из-за нарушения ПДД водителями МВД». Наивно полагать, что число их сошло на ноль! Все куда проще: по команде неназванного начальника все данные этого раздела были удалены и засекречены – «чтобы не раздражать людей». Вряд ли такое сработает на престиж ГАИ. Скорее наоборот, тем более что раньше тайны из этого не делали.
Наверно, впервые ДОБДД сообщил о росте числа погибших при исполнении служебного долга сотрудников дорожно-постовой службы. В сравнении с 2004 годом печальный список увеличился до 65 человек (+64%), еще 625 было ранено. Когда на дорогах царит беспредел, этому уже не удивляешься.
ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
Так что же делать? Сидеть и ждать, пока на дорогах гибнут многие тысячи наших граждан, в большинстве своем – в самом расцвете сил?
В прошлом году, как известно, проблемой озаботились наконец-то на самом «верху» – президент по этому поводу созвал специальное заседание Госсовета. Была принята Федеральная целевая программа, выделены немалые деньги. И пока все? Нет, не все.
В феврале депутат В.Плигин и двое его коллег по фракции «Единая Россия» предложили внести существенные изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно им 12-я («Автомобильная») глава КоАП может обрести иное содержание по 65 пунктам почти полностью!
Депутаты предлагают дать право инспекторам ГАИ отбирать у водителей права за многие провинности, а злостных нарушителей Правил сажать на 15 суток. Наказания, по их предложению, должны ужесточиться многократно: за проезд на «красный» – штраф 1000–1500 руб. или лишение прав на 1–1,5 года; за превышение скорости минимальный штраф – 300 руб., а если оно более 40–60 км/ч, можно остаться без прав на 1,5 года. Непристегнутый ремень безопасности – 500 руб., перестроение с невключенным поворотником – 300 руб. Столько же за попытку повернуть из «неправильного» ряда, а разворот и движение задним ходом в запрещенных местах – 500 руб. И далее: перестроение в плотном потоке – штраф 500–1000 руб.; движение по тротуару – 1000 руб. или лишение прав на год. Но и это еще не все!
Для самых злостных нарушителей предлагается балльная система. Баллы, по мысли инициаторов нововведений, будут начислять только за серьезные нарушения, которые в виде наказания предусматривают штраф или лишение прав. Нарушитель, который наберет 10 баллов, должен лишаться прав на 2 года или даже подвергнут аресту на 15 суток.
Перспективы у законопроекта отнюдь не плохие. Сообщают, что уже весной проект могут принять в первом чтении, а к осени – окончательно. По словам главы комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, ужесточение ответственности за нарушение ПДД «должно сыграть превентивную роль в предотвращении нарушений на дорогах». Может быть, так и будет, а может и нет. Безусловно, депутаты, предлагая свой проект, радеют за благое дело. Только у нас, наученных горьким опытом, всегда возникает одно сомнение: а не получится ли так, что и после увеличения штрафов водители по-прежнему будут «договариваться» со стражами дорожного порядка, разве что «договорная сумма» намного вырастет?.. Такое опасение не лишено оснований.
И есть убеждение: только ужесточением наказаний на дороге порядка не наведешь. Нужна полноценная реформа всей системы безопасности дорожного движения, начиная с ГИБДД. А пока этого нет и, похоже, не предвидится. Во всяком случае, мы не слышали даже о существовании проектов реформы Госавтоинспекции. Так что «претворять в жизнь» новые нормы, если их утвердят, будут все те же лица и теми же способами. Кстати, в этом отношении крайне интересны результаты социологического опроса сотрудников милиции, проведенного по заказу фонда «Общественный вердикт» в декабре 2005 года в 41 городе РФ (опрошены 634 человека). На вопрос: «Кого прежде всего защищает сейчас милиция в вашем городе?» лишь 59% ответили «всех граждан города в равной степени». Из оставшихся одна половина посчитала, что «тех, кто стоит у власти», а вторая «тех, кто имеет деньги». По существу почти половина опрошенных милиционеров считает, что «правоохранительные органы превратились в частную, корпоративную или клановую полицию».
P.S. На дорогах России в январе 2006-го произошло 13,1 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 1280 и пострадало 11 000 человек – соответственно на 1,4 и 32% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но с выводами пока спешить не будем.