Toyota Land Cruiser Prado: По «Праде» говоря

Лапландия – не только край суровых морозов и снежных бурь. Это еще и курорт – чистый и сказочно белый. Стараясь не загрязнять Заполярье, по нему на японском вседорожнике последнего поколения поездил Юрий Тимкин.

Вседорожники в России – «наше все»! Доля таких машин в общем объеме сбыта у нас существенно выше, чем в Западной Европе. Причем в Старом свете покупают в основном кроссоверы, у нас же в почете более серьезные модели. Одна из самых любимых – «Тойота-Ленд Крузер». А 17% проданных в России «крейсеров» – версии «Прадо», выпускаемой с 2002 года. Сможет ли преемник удержать (а то и улучшить) этот показатель?

«Прадо» этого поколения не разработан с чистого листа. Он плод глубокой модернизации прежней версии. Пусть вас не вводят в заблуждение увеличившиеся длина (на 45 мм) и ширина (на 10 мм) кузова – платформа «Прадо» позаимствована у предшественника. Но… «Лонжеронная рама жестче на 11%, усилен и кузов. Эти меры снизили шум и вибрации, а также благотворно отразились на управляемости, в чем вы сможете убедиться на заснеженной площадке. Вам предстоит пройти «змейку», лосиный тест, совершить экстренное торможение», – сообщил сотрудник «Тойоты».

Вот это да! Прежде японцы, знакомя с «ленд крузерами», предлагали стартовать на бездорожье, а теперь рекомендуют оценить управляемость на ровной дороге – неожиданное начало!

ЛУЧШЕЕ – ДРУГ ХОРОШЕГО

Световой день в зимней Лапландии – всего пара часов. Но даже в сумерках видно: салон «Прадо» стал куда более солидным. В дизайне интерьера настроение задает угловатая центральная консоль, заметно возвышающаяся над передней панелью. Приборный щиток с трехмерным оптитронным дисплеем красив и внушителен. И если салон прежнего «Прадо» был просто добротным, то нынешний роскошен: по качеству материалов и тщательности отделки ничуть не уступает интерьеру флагманского «Ленд Крузера 200». Да и оснащение щедрое. В базовой комплектации – кожаная отделка, не говоря уже о стереосистеме с AUX- и USB-входами, смарт-ключе, парктронике, подогреве сидений, мультифункциональном руле, раздельном климат-контроле. Электроприводами снабжено все что можно, включая рулевую колонку. В топ-версиях электрифицирован даже третий ряд кресел, которые легко сложить заподлицо с полом одним нажатием кнопки. Кстати, сидеть на «галерке» теперь гораздо удобнее благодаря опущенному на 50 мм полу. Отныне «Прадо» – полноценный семиместный автомобиль.

Даже в базовом исполнении интерьер покоряет богатой отделкой и высоким уровнем оснащения.

СКОЛЬЗКОЕ ДЕЛО

Вот и двигатель прогрелся, а солнце осветило расставленные по площадке оранжевые конусы. Покрытие под колесами опаснее, чем ожидал: под тонким слоем снега – лед. Ходить скользко, а уж проезжать «змейку» – тем более. Но машина движется с минимальными скольжениями. Там, где моноприводный автомобиль давно вылетел бы, «Прадо» позволяет спокойно маневрировать. Полноприводная трансмиссия с межосевым дифференциалом «Торсен» настроена так, что на задние колеса идет, как правило, 60% крутящего момента. Но в зависимости от условий это соотношение может меняться от 50:50 до 30:60. Перераспределение тяги происходит моментально и практически незаметно.

Режимы системы МТS отображаются на дисплее панели приборов. Пункта «снег» среди них почему-то нет…

Лосиный тест – непростое испытание для вседорожников с высоким центром тяжести и валкими подвесками. Но «Прадо» невозмутимо уворачивался от виртуального лося и спокойно возвращался на свою полосу – будто не высокий вседорожник, а более легковой кроссовер. Ведь шасси машины заметно модернизировали. Независимая передняя подвеска получила более жесткие амортизаторы, доработанные сайлент-блоки, а также усиленные нижние рычаги и поворотные кулаки. Задний неразрезной мост обзавелся новыми пружинами и амортизаторами. Сам мост усилен и, по утверждению инженеров, стал долговечнее. А еще у нового «Прадо» понижен центр тяжести. Но главное с точки зрения управляемости – автомобиль получил систему KDSS. Это стабилизаторы поперечной устойчивости, посредством гидромеханических клапанов зажимающие подвеску в поворотах и тем самым снижающие крены кузова.

Сейчас под капотом лишь V-образная 4-литровая бензиновая 282-сильная «шестерка». Но уже с февраля в России появятся машины с 3-литровым турбодизелем.

На очереди участок для оценки машины при экстренном торможении. Предстоит проверить не столько новые 338-миллиметровые (плюс 32 мм) вентилируемые тормозные диски, сколько новаторскую для «Тойоты» систему Multi-terrain ABS. Разгоняюсь примерно до 80 км/ч и давлю педаль в пол. Автомобиль ни на йоту не уходит с курса и послушно останавливается, сбросив скорость до нуля на неожиданно коротком для столь скользкого покрытия отрезке. Сидевший рядом сотрудник компании предложил выйти из машины... и объяснений не потребовалось: при торможении на сыпучих покрытиях устройство дает колесам заблокироваться – они нагребают перед собой горку, способствующую лучшему замедлению. Эффективное решение!

В «Прадо» впервые только электроника предлагает варианты движения на бездорожье: Mud&Sand (по грязи и песку), Loose Rock (по сыпучему грунту и гравию), Mogul (по буграм, глубоким ямам и косогорам) и Rock (по скалам).

В СВОЕЙ СТИХИИ

Ну а теперь все-таки на бездорожье! Десять километров – это мало? Нет, если ехать по снежной целине да еще в темноте. Первым делом опробовал устройство MTS (Multi-terrain Select) – оно позволяет регулировать порог срабатывания трекшн-контроля и допускать разную степень пробуксовки в зависимости от выбранного режима: «скалы» – минимум пробуксовки, «бугры» – пробуксовка ниже средней, «гравий» – выше средней, «грязь и песок» – высокая степень пробуксовки. Выбираю последний режим, поскольку пункта «снег» почему-то нет. Машина едет уверенно, не закапываясь в сугробы. Форсированная до 282 л.с. 4-литровая «шестерка» (мощность прежней версии – 249 л.с.) позволяет даже поднимать из-под колес внушительные снежные вихри. На пониженном ряду передач «Прадо» все так же уверенно гребет четырьмя колесами. А стоило эксперимента ради перейти в режим «скалы», поведение автомобиля заметно изменилось. То и дело хрюкает противобуксовочная система, и вскоре «Прадо» застрял на горке – хода не хватило.

Диван второго ряда поделен на три части. Спинки каждой регулируются по углу наклона.

Ночевать в лесу не хочется. Звать на помощь – тоже. Блокирую межосевой дифференциал, переключаю MTS в прежнее положение и активирую знакомую по «Ленд Крузеру 200» систему Crawl Control – круиз-контроль для бездорожья, не позволяющий разогнаться свыше 5,5 км/ч. Тщетно! Автомобиль тужится, но стоит. Значит, пора задействовать весь арсенал – включаю блокировку заднего дифференциала, и «Прадо» победно карабкается на холм.

На ночной извилистой просеке отдал должное эффективной адаптивной светотехнике. Ксеноновые фары направляют световой пучок в ту сторону, куда повернут руль.

Диван второго ряда поделен на три части. Спинки каждой регулируются по углу наклона.

Теперь последний (но один из самых серьезных) участок маршрута: нужно переехать овраг по двум тоненьким дощечкам. Здесь очень кстати устройство Multi-terrain Monitor, транслирующее изображение на центральный монитор с четырех наружных камер. Выведя на экран картинку с передней, спокойно преодолел препятствие. Без видеопомощника, скорее всего, пришлось бы искать живого и двигаться по его подсказкам.

Кресла «галерки» убираются заподлицо с полом, что делает багажник вместительным и удобным.

В общем, «Прадо» буквально нашпигован современной электроникой и всевозможными «ассистентами». Автомобиль избавили от кондовости, которой грешил предшественник, – сделали более комфортабельным, элегантным и быстрым. Жаль, пока удалось опробовать только бензиновую модификацию. Дизельная появится в феврале – хороший повод продолжить знакомство!

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Toyota Land Cruiser Prado (1)

— Отличный автомобиль, полный восторг.
/ срок владения: до 6 месяцев
Комментарий:
Уважаемые издатели журнала! А почему бы вам не свести в тесте Прадо и Хейвал Н9??? Всем будет очень интересно.
+5