Заплати налог – и ходи пешком
Интересы нашего государства в отношении владельцев транспорта стали понятны прошлой осенью, когда обсуждались поправки к налоговому кодексу. Первый вариант закона, поднимавший базовые ставки вдвое, вызвал бурю протеста по всей стране и вскоре был заменен другим (Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса РФ» вступил в силу 1 января 2010 г.), оставившим их на уровне 2003 года, но дающим право региональным органам власти изменять их в 10 раз – как «в плюс», так и «в минус». Оставим лукавство с «минусом» на совести законодателей – уже давно никто не верит, что государство вот так просто подарит деньги, только что приняв закон о «законном способе их отъема». Результат – с математической точки зрения – все равно получился тем, что хотели, ведь раньше региональная вилка была пятикратная. Что дважды пять, что единожды десять... Только чужими руками.
Итак, Налоговый кодекс РФ в статье 361 ч.1 определяет базовые ставки транспортного налога, уплачиваемого ежегодно с каждой лошадиной силы для мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя: до 20 л.с. включительно – 2 руб., свыше 20 л.с. до 35 л.с. включительно – 4 руб., свыше 35 л.с. – 10 руб. А теперь, для примера, посмотрим, какие еще ТС попадают под 10-рублевый тариф. Это легковые автомобили мощностью от 150 л.с. до 200 л.с., а также грузовые автомобили и автобусы до 200 л.с.
Вот, оказывается, какой ущерб дороге наносит мотоцикл! Сезонное средство передвижения, ездящее по дорогам большей части РФ от силы полгода. Намного более легкое, чем автомобиль, почти не простаивающее в пробках и почти не занимающее места на парковке. Наконец, потребляющее меньше ГСМ, а значит, наносящее меньше вреда экологии. Да просто попробуйте поставить знак равенства между мотоциклом и 200-сильным грузовиком! Как-то не очень получается, не правда ли?
Получив право повысить транспортный налог, кое-кто в регионах поспешил им воспользоваться. Так, в Калининградской области ставки увеличили с размахом, использовав по максимуму 10-кратную шкалу: до 20 л.с. – с 5 до 15 руб., свыше 20 л.с. до 35 л.с. – с 10 до 20 руб., свыше 35 л.с. – с 50 до 100 руб. Итак, дорогой калининградский владелец, скажем, Drag Star 650, деньги на бочку – с вас 4000 рубликов!
А ведь еще два года назад калининградские байкеры направили в областную думу и губернатору обращение с просьбой снизить налог на мотоциклы – сравните, мол, автомобиль и мотоцикл! Однако губернатор Георгий Боос, несмотря на то, что сам увлекается мотоциклами, обращение проигнорировал. Ответили депутаты регионального парламента… двукратным увеличением налога.
О том, почему за мотоциклы нужно платить в несколько раз больше, чем за автомобили той же мощности, в интервью Алексею Малиновскому поведал председатель постоянного комитета по бюджету, экономике и финансам, депутат Калининградской областной думы Валерий Фролов:
- Один простой вопрос: почему налог на мотоцикл в 5 раз выше, чем на автомобиль, а сейчас, если примут закон, возможно будет и в 10 раз выше, чем на машины аналогичной мощности?
- Моя точка зрения, что на сегодняшний день я не вижу актуальности в этом вопросе. Я не вижу того, что без этих мотоциклов у нас что-то развалится, что-то рухнет. Если определённая часть населения хочет пользоваться дорогущим мотоциклом, пусть пользуется, пожалуйста. Но при этом, конечно, за это должна быть и плата достаточно высокая.
- Но в категорию «свыше 35 л.с.» попадают и такие мотоциклы как, например, «Урал», на которых дедушки картошку возят. При ставке налога 100 руб. за каждую л.с. им придётся платить 3600 р. в год...
- Давайте мы с вами не будем фантазировать, а просто выйдем на улицу и посмотрим, сколько там «Уралов». Одного-двух можно увидеть, да, бывает…
- Другой пример: у человека мотоцикл мощностью 150 л.с. По новым ставкам транспортный налог для него составит 15000 руб. в год.
- А сколько стоит этот мотоцикл?
- Около 3000 евро.
- 3000 евро?! Мотоцикл стоит? Да вы что! Почему так дёшево? Не может быть!
- Не у всех же такие новые и дорогие модели, как, например, у одного из ваших коллег – депутата облдумы Валерия Селезнёва. Большинство мотоциклов сравнительно недорогие. И ездит на них преимущественно молодёжь.
- Нет, на скутерах ездят – я вижу, как носятся тут… Но если скутер стоит, условно говоря, 1000 евро, то почему 150-сильный мотоцикл так дёшево стоит?.. Я проверю! Я в магазин зайду, посмотрю, сколько он там стоит.
- Мотоциклы используются только в тёплое время года. Возможно, стоит учитывать это при назначении ставки транспортного налога?
- Не знаю, я об этом как-то не задумывался. Может быть и стоит. С другой стороны, многие пенсионеры тоже зимой не используют свою машину. Это надо вести какие-то подсчёты, исследования, скорее всего.
- А тот факт, что в тёплое время года мотоциклы разгружают городской трафик?
- Меня, например, эти мотоциклы пугают, особенно в ночное время. У меня окна выходят на улицу Комсомольскую. Знаете, когда ночью несётся мотоцикл, со страшным треском и со страшной скоростью, мне становится иногда не по себе. Ребята, что вы творите, в конце-то концов? Люди спят, а вы тут грохочете. Это первое. Второе – а скорость-то вашего передвижения какова? А ребёнок на дороге? Что вы делать будете? Зачем вот этим вот заниматься? И мотоциклисты во многом сами провоцируют вот такое к себе отношение. Когда ведут себя таким образом. Особенно по ночам.
- Ещё один момент: мотоцикл гораздо меньше автомобиля по массе и размерам, а соответственно не наносит вред дорогам, не создаёт проблем с парковкой и т.д.
- Дороги строятся для транспортных средств, и любое транспортное средство какой-то вред несёт. Но есть транспортное средство безопасное или менее опасное, чем другое. Так вот мотоцикл по опасности в этой очереди стоит на самом первом месте. Это самое опасное средство передвижения. Потому что человек летит ничем не защищённый, кроме этой каски, которая, как правило, не закреплена. И когда он «шандарахается» об асфальт головой, то, извините меня…
- Наносит вред асфальту…
- Нет, наносит вред, в первую очередь, своей голове. Я имею определённый опыт работы в ОВД (я майор милиции), прослужил 11 лет. И по долгу службы мне приходилось многократно выезжать на разного рода ДТП, в том числе, с участием мотоциклистов. Это зрелище не для слабонервных: разбитая голова и дорога усыпана мозгами, того, кто врезался в это дерево или грохнулся с этого мотоцикла... Я не сторонник вообще мотоциклов. А тем более такой езды на мотоциклах, как у нас рокеры порой устраивают.
- Что бы вы могли посоветовать мотоциклистам? Продавать мотоциклы? Или снимать их с учёта и ездить без номеров?
- Я вам советовать ничего не буду, потому что вы люди взрослые и сами примете решение, в зависимости от того, как вам позволяет поступить в данной ситуации материальное положение.
Я полагаю так: если вы имеет машину мощностью 75 л.с. и мотоцикл мощностью 71 л.с., и если вас прижмёт и будет тяжело, вы, скорее всего, сделаете выбор в пользу машины. Ну а тех, кого это не прижмёт, они наверное сделают выбор в пользу и того транспортного средства и другого. Как говорится, по одёжке протягивай ножки. Если у тебя есть три рубля, почему ты живёшь на пять рублей? Сколько доходов ты имеешь, настолько ты и рассчитывай.
- То есть, политика такова - сделать мотоцикл игрушкой для богатых?
- Вы не обобщайте. Это только моя точка зрения. Вы вот совершенно по другому думаете. Но это наше с вами право. Ваше – так как вы хотите, а моё – так как я хочу. А право избирателей голосовать за вас или за меня. При этом я свою точку зрения никогда не скрываю от избирателей.
(Аудиозапись интервью: Frolov-22db-16)
Вот так. Не любит депутат мотоциклистов. И подает ясный сигнал – налогом да по сусалам! А больше всего поражает то, что депутат «как-то не задумывался» о предмете своего законотворчества. Странно и страшно, не правда ли?
Спустя 12 дней после повышения налога калининградские байкеры устроили акцию протеста – колонной прокатились по городу и явились в пункт регистрации транспортных средств, чтобы снять свои мотоциклы с учета. Несмотря на будний день и прохладную погоду, собралось не менее полусотни мотоциклистов. Акция заинтересовала многие СМИ и вызвала любопытные комментарии официальных лиц.
Например, начальник РУ ГИБДД Юрий Казаков заявил, что акция была непродуманной: «Как они посчитали, если мотоциклы снять с учета, значит, они уходят от налогов. Они немного ошибаются. Они есть в базе данных Госавтоинспекции и базе данных налоговой инспекции, и налог придется платить». Интересно, а на каком основании? По статье 357 главы 28 НК РФ обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога прекращается с момента снятия ТС с регистрационного учета. Видимо, «немного ошибается» сам начальник управления.
Зато на состоявшейся 10 ноября 2009 года пресс-конференции министр финансов Ольга Малыгина так прокомментировала ситуацию: если протестные действия байкеров по снятию с учета своих мотоциклов являются «принципиальной позицией человека как гражданина», ей не жалко доходов, которые теперь недополучит региональный бюджет. Да и доходы от взимания налога с 3568 мотоциклов, зарегистрированных в регионе, составляют всего 0,4% от общей суммы сборов транспортного налога. Коли мотоциклы занимают столь малую долю, почему бы, например, вообще не освободить их от налога? Или хотя бы снизить его раз в 10 от базовой ставки, как допускает закон?
На следующий день после акции по снятию мотоциклов с учета в Калининграде прошел большой митинг. У памятника «Родина-мать» собралось примерно 5000 недовольных авто– и мотовладельцев. Дошло до того, что митингующие перекрыли проспект – такого в Калининграде давно не было! Вскоре некоторых байкеров пригласили в Управление по борьбе с организованной преступностью, чтобы разъяснить, что участие в перекрытии дороги выходит за рамки закона.
А еще через некоторое время байкеров пригласили за «круглый стол» в областную думу для обсуждения возможности снизить транспортный налог. Встречу инициировал депутат от ЛДПР Валерий Селезнев. Галстук и пиджак он оставил дома, облачившись в более привычную для мотовладельцев одежду. Ведь сам он ездит на Honda Valkyrie Interstate, а впервые сел на мотоцикл еще в 1975 году.
– На протяжении 2009 года я слышал от вас, что уже действующие ставки (50 руб. с каждой л.с. – прим. ред.) были большими, носили несправедливый характер. На заседаниях мы эту информацию доводили до своих коллег, но, к сожалению, не были услышаны, – сообщил депутат.
На встрече присутствовала и оппозиционная сторона. Приглашение коллег депутат Валерий Фролов проигнорировал. Отдуваться за всю фракцию «Единая Россия» (которая единогласно проголосовала за повышение транспортного налога) пришлось первому вице-спикеру регионального парламента Константину Полякову:
– События с этим налогом развивались очень быстро. Причина проста: находимся в условиях экономического кризиса. Общая масса недобираемости налогов от 12 до 20%, много дыр, которые нужно закрывать. Посчитали, что есть возможность за счет некоторого увеличения транспортного налога получить дополнительные средства. Мне кажется, что по некоторым позициям возможно дополнительное рассмотрение. Все-таки мотоцикл – вещь, которая эксплуатируется очень ограниченное время года. И возможно, развитие здесь байкерского движения даст больше денег казне, чем если мы на эти байки поднимем цены. Например, привлечение сюда мототуристов, сборы и так далее. То есть мы должны знать: если мы уменьшаем налог, то что мы получаем взамен?
И вот, 28 января 2010 года (заметьте, за два дня до крупномасштабного митинга, на котором собралось 10 тыс. человек) Калининградская областная дума приняла закон, по которому ставки налогообложения на 2010 оставят на уровне 2008. Но... кроме мотоциклов мощностью до 35 л.с. («Как? Опять Гуськов?»). Небольшое послабление сделали лишь для категории до 20 л.с. – по 10 руб. за силу. А уже с 2011 года будет запущен (простите за выражение) дефлятор – налог будут понемногу поднимать каждый год (см. табл.).
Итак, нас все равно «натянули» и «натянут» еще, только плавно... Калининград – первая ласточка. Россия опять пошла своим путем. Пешком.