Тест аккумуляторов: НЕРОВЕН АМПЕР-ЧАС...
«ЗАЧЕМ ВЫ ВСЕ ЭТО ПРОВЕРЯЕТЕ?»
Такой вопрос часто приходится слышать после выхода в свет очередной аккумуляторной экспертизы… Кому, мол, нужны все эти морозильные камеры, даты выпуска и токи холодной прокрутки? Надо проще: увидел крутой бренд – хватай! И не умничайте со своими ампер-часами.
К счастью, вопросы и советы такого рода исходят, как правило, только от торговцев, недовольных обнародованными результатами. Что ж – это их дело. На нашей стороне и прошедшая зима, быстренько разъяснившая всем истинную суть холодных прокруток и прочих проверок при минус 30°С.
Короче, предлагаем вашему вниманию последние результаты испытаний батарей. Информацию о том, что и где мы проверяли, найдете в «Нашей справке», а тем, кто подзабыл «аккумуляторную» терминологию, советуем заглянуть в «Комментарий эксперта». Освежить в памяти информацию о маркировке батарей и гарантийных обязательствах фирм-производителей, а также о технических особенностях работы аккумуляторов вам помогут наши прежние публикации – их список приводим отдельно. Начнем, пожалуй?
ДЕВИЗ БУФЕТЧИКА?
Аккумулятор должен быть свежим – чем он хуже булгаковской осетрины? С этим в общем-то никто особо и не спорит. Однако продают нам по-прежнему черт знает что – холодной зимой это было особенно обидно. Покупаешь новую батарею, полагая, что та заведомо свежая, а выясняется, что она уже разряжена процентов эдак на 90! И дай-то бог, если она «очухается» и вспомнит молодость – а если нет?
Забегая вперед, отметим, что нам повезло – все батареи «очухались». Но обращаем внимание всех оптимистов в розовых очках: проблема свежести до сих пор не решена! Магазины зачастую не следят за состоянием батарей и не пытаются их подзаряжать! В доказательство приводим таблицу. Левый столбец – это реальное состояние батарей в момент их приобретения, правый – после трех циклов «разряд-заряд». Теоретически эти показатели должны быть очень близкими, причем желательно трехзначными, но – увы…
Из 22 приобретенных аккумуляторов самым свежим оказался – кто бы мог подумать? – «Амур»: 95 минут резервной емкости! А вот на «Пауэра», похоже, кто-то покушался – от полной смерти его отделяли жалкие 12 минут! После подзарядки результаты сильно подровнялись – при этом в лидерах оказался опять-таки «Амур», а также «Титан Арктик» и «Зверь».
РАСКРУТКА И ПРОКРУТКА
Пока эксперты поглощены разрядами и зарядами, сделаем еще один реверанс в сторону недовольных результатами прошлых лет. Мол, кто вам разрешил сравнивать кальциевые батареи с «обыкновенными»? Это то же самое, что «Лексус» равнять с «Волгой»!
Самое забавное, подобные вопросы задают как раз приверженцы «лексусов» – читай, кальциевых батарей! И чаще всего потому, что ни одна экспертиза еще не выявила подавляющего преимущества одного типа батарей перед другим. Перспективность различных технологий может обсуждаться, но все они имеют равное право на существование (ЗР, 2004, № 8). А потребителю интереснее различать батареи несколько по иным, более «приземленным» признакам. К примеру, их можно разделить на две группы – без доступа к заливным отверстиям («Медалист», «Бош» и «Варта») и с доступом к ним (все остальные).
При прочих равных условиях батареи из первой группы больше подойдут обладателям современных автомобилей с мощной энергетикой и высокой стабильностью бортового напряжения. Такая батарея проживет года три-четыре и обслуживать ее не нужно – разве что при необходимости подзарядить методом постоянного напряжения. А вот батареи из второй группы менее требовательны – как к способу зарядки, так и к состоянию бортсети. Более того, они способны переносить даже глубокие разряды, хотя, понятно, лучше до этого не доводить. И водичку в них подливать можно… Впрочем, самое время перейти от слов к делу.
Током холодной прокрутки батареи испытывали неоднократно, причем в разных условиях. Сначала – заявленным током при минус 18°С: изволь выдать то, что сам же наобещал! Затем – единым током 420 А: так проще сопоставлять таланты разных батарей. А под занавес – все то же, но – при минус 30°С: как при едином токе, так и при заявленном. С формальной точки зрения, такую проверку можно назвать факультативной, но нам она представляется чрезвычайно важной. В конце концов, мало ли что требует стандарт, если у нас зимой бывает очень холодно!
В целом экспертиза нас приятно удивила: впервые за последнее время обошлось без явных провалов. Исключение составила как раз нестандартная проверка заявленным током при минус 30°С, которая оказалась непосильной двум батареям. Заметим, кстати, что с единым током 420 А все представленные аккумуляторы проблем не имели – приключения начинались на более высоких рубежах. По нашему мнению, многие производители несколько завысили реальный предел своих «токовых» возможностей, что в итоге и аукнулось на морозе. Между прочим, токи свыше 420 А кому-то реально могут и не понадобиться: те же ВАЗы при всем желании не смогут «высосать» из батареи больше, даже когда стартер вообще не крутит…
ПЕРВЫЕ И ПОСЛЕДНИЕ СРЕДИ РАВНЫХ?
Официальный вердикт экспертизы таков: все батареи соответствуют требованиям стандарта! Но даже в рамках допуска возможно разделение по принципу «лучше-хуже». Поэтому итоговое расположение аккумуляторов в «фотогалерее» приведено согласно нашим оценкам, учитывающим и поведение на «нестандартном» морозе, и стабильность результатов по всем циклам испытаний, и соотношение цена/качество, и простое различие характеристик. Выбирайте!
ОСНОВНЫЕ ПРЕДЫДУЩИЕ ПУБЛИКАЦИИ
«Счастливые ампер-часов не наблюдают» (ЗР, 2000, № 10)
«Каким банкам доверять?» (ЗР, 2002, № 9)
«Бокал мартини для холодного пуска» (ЗР, 2004, № 11)
«Три недели в ванне» (ЗР, 2004, № 12)
«С чего начинается гарантия?» (ЗР, 2005, № 4)
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
РЕЗЕРВНАЯ ЕМКОСТЬ АККУМУЛЯТОРА
Этот параметр характеризует время в минутах, которое позволит двигаться на автомобиле при неисправном генераторе в холодную дождливую ночь. Ток потребления при этом принимают равным 25 А.
Резервную емкость измеряли дважды – непосредственно после закупки батарей и после нескольких циклов «заряд-разряд».
ТОК ХОЛОДНОЙ ПРОКРУТКИ
Этот параметр характеризует пусковые свойства батареи. При температуре минус 18°С аккумулятор должен выдавать заявленный ток в течение 10 с, не разряжаясь ниже 7,5 В. После паузы 10 с разряд продолжают до остаточного напряжения 6,0 В током 0,6 от первоначального. Суммарное время такого двухступенчатого разряда должно составлять не менее 90 с.
Проверка проводилась на протяжении семи циклов «заряд-разряд». Стандартная процедура была дополнена несколькими факультативными. В частности, батареи проверяли не только заявленным током, но и единым для всех 420 А. Кроме того, эти проверки проходили как при рекомендуемых минус 18°С, так и при минус 30°С.
ИСПЫТАНИЕ НА ПРИЕМ ЗАРЯДА
Этот параметр характеризует общее состояние батареи. Чем быстрее она принимает заряд, тем лучше.
Батареи разрядили током 5,5 А и охладили до температуры 0°С, после чего их заряжали в течение 10 минут при напряжении 14,4 В. Фиксировали ток заряда в конце 10-й минуты.
ИСПЫТАНИЕ НА САМОРАЗРЯД
Этот параметр также говорит об общем состоянии батареи. Чем он ниже, тем лучше.
Батареи в состоянии бездействия хранили в течение 21 суток при температуре 40°С. Затем их охладили до минус 18°С и нагрузили током, составляющим 0,6 от заявленного тока холодной прокрутки. Напряжение через 30 с разряда должно быть не менее 8,5 В.
НАША СПРАВКА
Место проведения экспертизы – ФГУП 21 НИИИ МО РФ.
Объект испытаний – 22 стартерные аккумуляторные батареи с номинальной емкостью 55 А.ч, закупленные редакцией ЗР в центральных магазинах Москвы.
Основные нормативные документы – ГОСТ 959-2002,
DIN EN 60095-1.