Перекати-поле
Что ж, пересаживаться на велосипеды мы еще не готовы, да и климат не тот, поэтому постараемся снизить нагрузку на кошелек менее радикальными средствами. Резервам экономии посвящена наша новая рубрика.
ПЛАТА ЗА КОМФОРТ
Плавность хода, которую обеспечивают автомобильные шины, имеет оборотную сторону: часть полезной энергии тратится на их нагрев. Многие недооценивают влияние шин на расход топлива или считают, что оно заметно лишь на высоких скоростях. Но на шоссе главный враг – аэродинамические потери. А вот в городе, где скорости невелики, при прочих равных условиях большую часть топлива съедают именно шины и съедают немало: снизив сопротивление качению шин вдвое, удается сэкономить до 20% топлива.
ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОНИМАЕТ
Наиболее радикальное решение – использовать специальные шины с пониженным сопротивлением качению. Их выпускают все ведущие производители: «Мишлен», «Континенталь», «Бриджстоун», «Пирелли». Для сравнения: сопротивление качению большинства недорогих легковых шин находится в пределах 12–15 кгс (тяговое усилие, необходимое для движения) на тонну (веса автомобиля), хороших грузовых – 8–10 кгс/тс, а импортных «эко»-шин последнего поколения до 6,5 – вдвое (!) ниже, чем у моделей двадцатилетней давности.
Конструкторам таких шин приходится решать, кажется, взаимоисключающие задачи. С одной стороны, нужно снизить сопротивление качению, поэтому шина должна быть упругой, с минимальным гистерезисом (остаточной деформацией). С другой стороны, без гистерезиса не обеспечить сцепных свойств – шина обязана цепляться, «липнуть» к дороге. Примирить противоположности удается, добившись различного поведения шины в зависимости от частоты колебаний: на низкой частоте (в объеме шины) гистерезис невелик – шина упруго отрабатывает крупные неровности, а на высокой частоте (на поверхности) он достаточен для надежного сцепления с дорожным полотном.
И все же «экологичные» шины – не для гонок; возможно, они разочаруют водителя, привыкшего к активной езде. Зато бережливого порадуют – не только экономией топлива, но и износостойкостью. В среднем разница в ценах между комплектом 14-дюймовых отечественных шин и импортных «эко» окупается всего за 10–15 тысяч километров!
СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕНТ
Существенно влияет на расход топлива и давление в шинах. Потеря всего 0,3 бар увеличивает сопротивление качению на 6%, а при нехватке 1 бар (внешне малозаметной) оно возрастает уже на 30%. Прибавим к этому ускоренный (в три раза!) износ покрышек – дороговато обходится оценка давления на глазок!
Повышение давления против нормы, наоборот, снижает расход топлива. Прибавка в 10% практически не влияет на ресурс шины и комфорт пассажиров. С 20-процентным превышением давления автомобиль становится заметно жестче, резче реагирует на действия рулем. На скользком, мокром покрытии это порой опасно. А вот ресурс перекачанных шин снижается незначительно – всего на 10% (вдвое меньше, чем при недокачке). Впрочем, в российских условиях он может даже возрасти, ведь перекачанные покрышки лучше защищены от пробоев.
Впрочем, нередко сами производители автомобилей указывают диапазон давлений в зависимости от скорости и загрузки и при скоростях выше 160 км/ч рекомендуют поднимать давление, например, с 2,2 до 2,7 бар. Отметим этот факт и будем считать прибавку 20–22% максимально допустимой. Конечно, давление не должно превышать предельное, указанное на шине. Повышая давление, удается снизить расход топлива на 3–5%, но только на более или менее ровной дороге. На проселке же часть работы шин возьмут на себя амортизаторы.
РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
Дополнительно снизить потери на качение можно, установив колеса большего диаметра в сочетании с низкопрофильными шинами. Экономия топлива – 3–5%, но здесь выгода уже не столь очевидна. Во-первых, такие колеса и шины сами по себе недешевы, а во-вторых, хорошая яма может стать той несчастливой картой, которая враз лишит всего выигрыша..