Отхожий промысел. Ломать – не строить?
Процедура, кстати, бесплатная и быстрая: в ГИБДД сегодня можно не представлять ни останки теперь уже недвижимости, ни даже номера и документы – все равно снимут с учета «по утилизации». Но… что же делать с этими самыми останками? Мы решили посмотреть на процесс глазами цивилизованного бюргера: ведь «у них» на свалку отправляют гораздо больше машин, и проблема должна была назреть раньше, чем у нас. Верно: в одной только Германии ежегодно списывают 1,6 миллиона авто! Процедура экологически чистых похорон прописана в законе ЕС 2000/53/EG, действующем с июля 2002 года. Согласно ему, владелец машины, впервые поставленной на учет после этой даты, вообще не должен ни о чем хлопотать: утилизацию в специально оборудованных и сертифицированных центрах безвозмездно выполняет изготовитель. Ясно, впрочем, что стоимость процедуры аккуратно спрятана в цене автомобиля.
Производителям хотелось бы минимизировать и эти расходы, поэтому в последнее время ими предпринят ряд технологических новаций, облегчающих именно разборку и утилизацию. (Кстати, в скором времени доля узлов, подлежащих переработке, достигнет 95%!) В общем – меньше неразборных и трудноразбираемых соединений, больше перерабатываемых пластиков и т.д. Результаты не заставили себя ждать. Вот, например, итоги «отхожего промысла» в немецком отделении «Форда» за 2004 год: на переработку отправлены 2,8 млн. л масла, 1,3 млн. л остатков из масляных и топливных фильтров, 183 тыс. л «тормозухи», 141 тыс. л антифриза и стеклоомывателя, 3 млн. кг покрышек, 833 т аккумуляторов, 766 т стекол, 590 т пластиковых бамперов, 254 т древесины и 4800 кг стиропора. Не слабо?
Типовая процедура утилизации:
– осмотр
– калькуляция
– выдача технологической карты
– нейтрализация пиротехнических
устройств
– слив жидкостей
– демонтаж вредных компонентов
(батарей, галогенных лампочек и т.п.)
– демонтаж отделочных материалов
– демонтаж силового агрегата и
трансмиссии
– прессование
– измельчение
– сортировка