Вспыхнет даже воздух!

ВСПЫХНЕТ ДАЖЕ ВОЗДУХ!

Чем же она так провинилась, что уже всерьез толкуют о замене копеечного и немудреного изделия куда более дорогим и сложным лазером? Все это – «происки» экологов, постоянно требующих сделать выхлоп еще чище.

Электрической искрой удается поджечь смесь, обедненную не более чем до значения l=1,35, тогда как неодимовый лазер справляется с гораздо более бедной (до l=1,55). (Напомним, l=1 соответствует так называемому стехиометрическому составу, когда одна часть топлива приходится на 14,7 части воздуха.) Новая лазерная «свеча» стала значительно компактнее предыдущего варианта, она имеет максимальный диаметр 50 мм и длину 85 мм и выдает энергию 30 мДж в течение 4 нс. При этом частота импульсов может достигать 150 Гц, что соответствует… 18 000 об/мин коленчатого вала!

Разумеется, столь бедная смесь нужна разве что на холостом ходу, но как раз в этом режиме и выделяются обычно вредные окислы азота. Однако при l=1,55 их не образуется вовсе! Как утверждает руководитель проекта со стороны CTR Герхард Кроупа, лазерная «свеча» уже готова к практическому использованию в двигателях и может быть изготовлена малыми партиями для дальнейших исследований. Новинка позволяет избавить камеру сгорания от каких-либо выступающих деталей, а вспышку можно осуществить в любой ее точке. По оценкам AVL, над этой проблемой сегодня работают в мире до десятка лабораторий – опередить конкурентов весьма заманчиво.

Подпишитесь на «За рулем» в