Успехи гибридизации
Но кто сказал, что для этого обязательно нужны генератор, электромотор и аккумуляторная батарея? Можно ведь, к примеру, раскручивать при торможении тяжелый маховик, а затем подключать его к колесам. А вот как собирается сделать «Форд» в новом поколении пикапа F-150. (Справедливости ради отметим – изобретение не ново, принадлежит корпорации «Итон» и уже прошло обкатку на грузовиках «Петербилт», армейской технике и концепте «Форд F-350 Тонка», показанном в Детройте в 2002 году.)
Система Hydraulic Launch Assist (HLA), как следует из названия, использует не электричество, а гидравлику. При торможении к валу, выходящему из коробки передач, подключают гидронасос, который перекачивает масло из так называемого аккумулятора низкого давления в аккумулятор высокого давления. Оба они – не что иное, как прочные баллоны, часть объема которых заполнена азотом (аналогично газовым амортизаторам). При работе насоса масло сжимает газ до давления 350 атм – вот вам и эффект торможения. Потом, когда водитель начинает разгон, насос превращается в гидромотор и подкручивает карданный вал в помощь ДВС.
В общем и целом гидроаккумулятор возвращает до 80% из запасенных 380 кДж энергии, которой хватает на 10–15 с интенсивного разгона. Например, грузовик массой 4,5 т может развить 50 км/ч вообще без помощи дизеля. Экономия топлива – 25–35%, на столько же уменьшаются вредные выбросы, а тормозные колодки служат вдвое дольше. По оценкам, применение HLA в автомобилях массой 1700 кг (а это уже легковые) обеспечит им расход топлива, не превышающий… 2,9 л/100 км.