В экипировку картингиста...
Обычно она «остается за кадром». А зря, в автоспорте нет ничего второстепенного. Порой «какие-то мелочи» и помогают опередить соперников. О таких элементах гоночной экипировки из гардероба картингиста и пойдет здесь речь.
ЧТОБЫ ВИДЕТЬ И НЕ МОКНУТЬ
Если вы не увлекаетесь картингом, никогда не догадаетесь, что это за зверь такой – «турбовизор». Увидев же набор пластмассовых деталей под таким названием, скорее всего, решите: ему место на полке «Детского мира», а не на гонках. Кому нужны эти козырек, подшипник, плоская резинка с двумя замочками и прозрачное «блюдце» с насечками?
Собранное из этих деталей устройство служит картингистам в дождливую погоду. У штатного забрала гоночного шлема нет стеклоочистителей. Его снимают и взамен монтируют козырек с блюдцем-пропеллером. Последнее в движении под напором набегающего воздуха вращается и сбрасывает с себя воду и грязь, летящие из-под картов идущих впереди. Турбовизор не так плотно прилегает к шлему, как штатное забрало, и внутренняя поверхность прозрачного блюдца не склонна к запотеванию. Однако турбовизор не универсален. Там, где скорости достаточно велики, он может создать дополнительную нагрузку на шею пилота или же его сорвет набегающим потоком. Используют еще и защитные пленки на стекле шлема, но их приходится по мере загрязнения срывать, что отвлекает от управления.
[caption id="attachment_189786" align="aligncenter" width="150" caption="Пришельцы с планеты «Слякоть». Прозрачный дождевик – дань уважения спонсорам.
В нем и сухо, и логотипы партнеров не скрыты от глаз. Турбовизор на шлеме – залог того, что пилот видит трассу.
"]
[/caption]
В плохую погоду картингисты используют непромокаемые бахилы и дождевые комбинезоны. И те, и другие – поверх штатной экипировки. Как правило, обувь гонщиков сделана из замши. И что бы ни утверждали рекламные буклеты про влагоустойчивую пропитку, в сильный дождь без бахил не обойтись! И дождевые комбинезоны позволяют пилоту не промокнуть, хотя сидит он порой почти что в воде. Дождевики бывают прозрачные и непрозрачные, но по влагозащитным возможностям они почти не различаются (важно, чтобы швы были хорошо проклеены). Правда, под прозрачным дождевиком можно увидеть спонсорские логотипы на комбинезоне.
ЗАЩИЩАЕМ ЛОКТИ, КОЛЕНИ, РЕБРА
В отличие от турбовизора и дождевой экипировки, предназначенных для ненастной погоды, элементы защиты пилота от травм нужны всегда. Основное назначение картингового комбинезона – механическая защита, и у дорогих моделей она присутствует изначально в виде полистироловых вставок в области локтевых и коленных суставов, груди и спины. А вот бюджетные версии нужно дополнять внешними элементами: налокотниками, наколенниками и защитой ребер. Комбинация «недорогой комбинезон плюс дополнительные элементы», пожалуй, более приемлема – меньше затрат. В качестве же и удобстве внешней защиты можно не сомневаться: именитые фирмы разрабатывают ее с учетом опыта и рекомендаций лучших пилотов.
Наколенники и налокотники для картингистов выполняют из обычных синтетических материалов. Для пилотов же формулы и спортивных авто, где есть риск получить травму в тесном кокпите (скажем, при переключении передач) их делают из огнеупорного номекса. Отличить картинговые от формульных просто – последние в два-три раза дороже.
Кстати, существует и жароустойчивый нарукавник: он оберегает локоть от раскаленного двигателя или выпускной системы, исключая, прежде всего, повреждения… комбинезона. Лучше уж оплавить копеечный нарукавник, чем прожечь дорогой комбез.
Еще один элемент экипировки, которым не стоит пренебрегать, – опора для шлема. Масса хорошего шлема всего 1200–1800 г, но и это заметный довесок в ходе гонки, где шейный отдел позвоночника пилота постоянно под нагрузкой. Если же шлем покоится на опоре, шее легче переносить и вертикальные, и боковые перегрузки.
Опора не крепится к шлему жестко, а лишь плотно к нему прилегает. Этого вполне достаточно. Картинговый «ошейник» заметно дешевле огнеупорного автомобильного или формульного, сделанных из номекса.