Сильное звено

СИЛЬНОЕ ЗВЕНО

В более или менее серьезной установке можно встретить отдельный внешний усилитель, и не один. Что ж, попытаемся разобраться, в чем его преимущество – попутно избавимся от некоторых ошибочных заблуждений…

Не слишком увлекающиеся аудиотехникой зачастую путают два понятия – «мощно» и «громко». Вывод такой: «я громкую музыку не слушаю, и, значит, мощный усилитель мне не нужен». Хочется спросить: если вы не гоняете под 250 км/ч, вам не нужна машина помощнее? Вы возразите: мощная – это не только «максималка», но и динамика разгона, благодаря которой легче маневрировать… С «музыкой» – то же самое. Для качественного воспроизведения усилителю нужно работать не на пределе своих возможностей, а с запасом, чтобы при необходимости можно было выплеснуть энергию, отыгрывая сложную композицию. Громкость зависит не только от усилителя, но и от колонок, их чувствительности, установки и т.д.

На любом современном головном устройстве можно увидеть цифры «4 х 50W» или даже еще больше. Что – разве это мало? Смотря что и как мерить. На ресиверах указывают максимальную мощность, которую, в общем-то, они могут выдать, но только в пике сигнала (на протяжении короткого времени). При этом нелинейные искажения могут достигать порядка 10%, а то и выше – это уже не музыка. Да и «убить» высокочастотную акустику в таком режиме гораздо проще, чем более мощным усилителем, работающим без искажений.

Любые приличные динамики с легкостью отыграют два десятка ватт, отдаваемых встроенным усилителем ресивера. Но именно 10–20 Вт, а не 50! В этих пределах колеблется номинальная мощность современных головных устройств. В отличие от «максималки», она измеряется при фиксированных нелинейных искажениях, напряжении питания и нагрузке. То есть это – та мощность, при которой музыка еще остается музыкой, а не хрипит и пищит, выдавая заветные цифры.

МОНО, СТЕРЕО…

«Стерео» – это не просто две колонки. Это две колонки, каждая из которых играет свою партию. Благодаря этому можно добиться реалистичности и понять расположение инструментов на сцене. Обычно у ресивера четыре выхода: два – для задних колонок, два – для передних. Но это – не объемный звук: две тыловые колонки в точности дублируют фронтальные. Это далеко не то же, что в системах объемного звучания домашних кинотеатров! В них тыловые колонки работают независимо, позволяя добиться эффекта перемещения какой-нибудь птички по периметру комнаты.

Но расстраиваться не стоит. Если вспомнить концертный зал, то сцена всегда находится перед вами, а если удалось достать билет в центральный сектор – то вот она, наиболее приятная точка прослушивания. Отсюда вывод: в серьезной системе вполне достаточно только фронтальной акустики. Единственный минус – обделенные задние пассажиры.

ПО ПОРЯДКУ НОМЕРОВ…

[caption id="attachment_189819" align="aligncenter" width="150" caption="ДВУХКАНАЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ LIGHTNING AUDIO B3.200.2 BOLT

Ориентировочная цена – $150. Выходная мощность 75x2 Вт при четырехомной нагрузке. При мостовом подключении способен выдать 200x1 Вт. Встроенный фильтр высоких/низких частот настраивается в пределах 40"]

[/caption][caption id="attachment_189820" align="aligncenter" width="150" caption="ДВУХКАНАЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ROCKFORD FOSGATE P550.2 PUNCH

Ориентировочная цена – $550. Серьезная модель с немалой мощностью – 150x2 Вт при четырехомной нагрузке. При использовании двухомной нагрузки способен выдать 275х2 Вт, а в «мосту» и все 550. Встроенный"]

[/caption]Двухканальные усилители. В большинстве установок их используют для получения более качественного и мощного звучания пары динамиков или одного сабвуфера. Почему одного? Сабвуфер должен воспроизводить только особо низкие частоты (обычно ниже 60–100 Гц), а они, как известно, не локализуются. Поэтому можно обойтись и одним сабвуфером, подключенным одновременно к двум каналам в монорежиме (мостовое подключение). Результат – форсирование мощности.

Чтобы «саб» играл только сверхнизкие частоты, используют встроенный в усилитель фильтр низких частот (ФНЧ). Без него никак – вся музыка превратится в «бубнеж» из багажника. С остальной акустикой поступают наоборот – убирают низкие. Наиболее оптимален тот вариант, когда частота раздела не фиксирована, а может варьироваться.

Существуют ли одноканальные усилители? Да, но скорее как «экзотический вариант»: ввиду своей неуниверсальности широкого распространения они не имеют.

[caption id="attachment_189821" align="aligncenter" width="150" caption="ЧЕТЫРЕХКАНАЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ MAGNAT HOT ROD 4500

Ориентировочная цена – $250. Четырехканальный усилитель с мощностью 80х4/240х2 Вт при нагрузке 4 Ом. С двухомной нагрузкой выдает 180х4/500х2 Вт. Встроенный фильтр высоких/низких частот настраивается в преде"]

[/caption]Безусловные рекордсмены продаж – четырехканальные усилители. Свою популярность они заслужили именно благодаря универсальности. Самая распространенная схема подключения – два канала на фронтальную акустику и два канала на сабвуфер. Убиваем двух зайцев: и акустику подключаем, и сабвуфер, а если такового не имеется, можно подключить акустику тыловую. А еще есть так называемое «поканальное» или «полосовое» подключение – одна пара выходов идет к «пищалкам», вторая – на Н4. Правда, в этом случае понадобятся уже более серьезные фильтры с широкими возможностями регулировки.

Мы перепрыгнули через трехканальные усилители. Да, такие тоже есть – третий канал обычно используют для подключения сабвуфера.

[caption id="attachment_189822" align="aligncenter" width="150" caption="ПЯТИКАНАЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ DLS RA50 СЕРИИ REFERENCE

Ориентировочная цена – $600. Выходная мощность 70x4 + 265х1 Вт. Способен справляться с нагрузкой 2 Ом на всех каналах. «На борту» фильтры низких/высоких частот, сабсоник и регулятор фазы. Входы «высокого "]

[/caption]Что касается пятиканальных усилителей, то, по сути, это те же четырехканальники с еще одним каналом для сабвуфера. Если с «басовым» каналом все понятно, то оставшиеся четыре можно использовать как для системы с фронтальной и тыловой акустикой, так и для «поканалки», но опять-таки если позволяют фильтры.

От шести и более... Тут, как говорится, на что потянет фантазия. Возможны все предыдущие варианты и даже «поканалка» для трехполосной акустики (опять-таки если позволяют фильтры).

Купить усилитель – полдела, вторая половина – его установка. Корпус и проводка должны быть надежно зафиксированы. Не забудьте про естественную вентиляцию – все усилители греются. И последнее: если один усилитель бортовая система переживет без потерь, то в случае с несколькими мощными возможны сложности. Иногда приходится устанавливать дополнительный аккумулятор, заменять генератор… Любите ли вы музыку до такой степени?

Подпишитесь на «За рулем» в