Рейд ЗР. Пустой номер?
Раньше такое «развлечение» каралось штрафом в 50 рублей. Отныне сумма возросла многократно – 2500 рублей и/или лишение права управления на срок от одного месяца до трех. Широкая общественность по этому поводу возражать не стала. Да с чего бы?.. Интернет-форумы полны разных историй, связанных с ездой (в силу разных обстоятельств) без госномеров. Рассказывали, что в некоторых регионах ездить без номеров стало чуть ли не признаком шика: смотрите, мол, какой я крутой, все могу себе позволить. Что мне ваш «полтинник»! Госдума довольно оперативно ужесточила наказание. Теперь, решили депутаты, неповадно будет без номеров разъезжать.
С тех пор прошло 10 месяцев. На первый взгляд «безномерных» машин в столице резко поубавилось. Хорошо! Значит, испугались «крутые» крутых мер… Ну а как все же в реальной жизни? Для того чтобы проверить это «на собственной шкуре», в одну из недавних весенних пятниц я снял номера со своего автомобиля и поехал выполнять задание редакции.
В ПОИСКАХ КАПИТАНА ИВАНОВА
Честно говоря, было страшновато: остаться без прав, да еще весной, когда в конце недели домочадцы набивают машину дачным скарбом, торопя под бессмертное гагаринское «поехали!». Да и без дачи перспектива три месяца ходить пешком радовала мало. Фотограф тоже действовал на нервы. Пока я откручивал номера, он вкратце пересказывал мне сюжет пьесы Н.Эрдмана «Самоубийца». Еще накануне мы попытались набросать примерный маршрут, с тем чтобы в него попало побольше «проблемных» мест, где «пасутся» экипажи ДПС. «Давай сначала смотаемся в сторону Останкина – мне надо там встретиться со знакомым», – дал отмашку мастер выдержки и диафрагмы.
Уважаемые москвичи и гости столицы! До чего же похорошела столица как в целом, так и в частностях! А тут еще боковое зрение, презрев команды мозга о внимании, выхватывает на тротуарах фигурки хорошеньких барышень. Через десять минут пути колени уже предательски не дрожат и руки не потеют. А чего бояться? На Садовом кольце гаишников полно, но разве вычленишь какую-нибудь машину из потока? Вот инспектор пристально вглядывается вперед, но, кажется, меня не замечает – передо мной троллейбус.
Если Правил грубо не нарушать и при этом двигаться в середине потока – глядишь, можно и проскочить до Останкина. Однако для этого я еще должен миновать развязку с Третьим транспортным кольцом, где часто дежурят инспекторы. «А ну-ка, держись правее», – с легким нажимом в голосе командует фотокор. Увы, именно такие правила игры мы для себя установили… Эх, ходить мне пешком, но что поделаешь – перестраиваюсь. Бело-голубой «Форд» стоит аккурат на выезде с проспекта на кольцо. Ба, да рядом с ним еще и постовой! Пытаюсь сделать выражение лица как у Юрия Деточкина, когда он понял, что будет играть в народном театре самого Гамлета. А между тем «Форд» и его команда все ближе. Впереди легковушка, но расстояние между нами такое, что мой голый до неприличия бампер виден невооруженным взглядом. «Ну-у-у…» – тихо подвываю я, мысленно прибавляя к тем самым двум с половиной тысячам штрафа стоимость проездного на метро на три месяца. Но нет, судьба вновь на моей стороне – нас почему-то не замечают стражи правопорядка! Эдак мы точно доедем до Останкина и даже сумеем вернуться в редакцию!
Следующая «встреча с прекрасным» состоялась в районе станции метро «Алексеевская». Бодрого инспектора издалека опознаю по трем буквам на его куртке. Неподалеку служебный автомобиль цвета талого снега с синей полосой. Пока «мой» гаишник стоит спиной, но как только он развернется, так мне и каюк. Скорее всего... Да не скорее, а точно! Я почти в двадцати метрах от него, в десяти... И как назло транспортный поток чуть замедлил свой бег. Инспектор развернулся! Обратный отсчет продолжается. Я уже вижу тяжелый взгляд жены, уже чувствую, что, как все тот же Деточкин, сейчас начну мямлить «ну, това-а-арищ капитан…» Между нами 10, 7, 5(!) метров. Три! Знаете, что было дальше? Офицер вдруг начал совершать некие вращательные движения полосатым жезлом, недвусмысленно указывая всем участникам дорожного движения – проезжайте побыстрее, граждане водители, не задерживайтесь! И мне тоже! «Широка страна моя родная!» – не стесняясь своих вокальных данных, пел я, рассекая пространство и время, проезжая мимо ВДНХ, вдоль все еще экзотической монорельсовой дороги и знаменитой Останкинской телебашни. Обратная дорога если и пугала, то чуть-чуть.
Естественно, стечение обстоятельств, скажете вы. Мол, так не бывает, и все в таком духе. Отчасти да, хотя – как сказать. Я не прятался, но и не наглел, вызывая к своей персоне повышенное внимание. Ехал обыкновенным белым днем. Каждый раз, когда мне попадался инспектор, во мне боролись два противоречивых чувства. Очень надеялся встретить бдительного и при этом честного, неподкупного и грамотного «капитана Иванова», но одновременно и страшился встречи с ним. Ведь я грубо нарушаю Правила, да еще вступившие в силу совсем недавно…
Для чистоты эксперимента на обратном пути специально проехали буквально под носом инспектора, который контролировал движение на съезде с моста перед Рижским вокзалом. Для разворота там предназначена всего одна (!) полоса. От идущей впереди машины мы отстали насколько возможно; скорость на повороте, понятно, и так не самая высокая… Камикадзе, да и только! Сейчас наверняка остановят, и я получу все то, на что так настойчиво нарывался целый час... Но, кажется, мягкая волшебная шапка-невидимка нежно накрыла нас, доказывая, что закон законом, а человеческий фактор никто не отменял. Я был не просто в зоне прямой видимости – в нескольких метрах от сотрудника ГАИ, и весеннее солнце ярко освещало мою «Нексию» ярко-красного (!) цвета. Офицер лениво скользнул взглядом по машине… и все!
ПРЕСТУПЛЕНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ
Вот так мы и разъезжали по дорогой нашей столице в течение нескольких часов – безрезультатно. Возможно, если бы мы выехали на МКАД, нас точно остановили. Особенно ночью, когда других машин нет. Или на выезде из Москвы, или на въезде в нее. Хотя тоже не факт. С другой стороны, моего коллегу, который однажды по большой надобности ехал без номеров, «вычислили» простые милиционеры из отделения и вызвали по рации машину ГАИ. Что характеризует их с положительной стороны. Видимо, мой маршрут пролегал вдалеке от того отделения милиции. За несколько часов, пока проходил наш эксперимент, я неоднократно имел все шансы пополнить бюджет родины своими кровными 2500 рублями. Но, видимо, родине эти деньги ни к чему…
Нас постоянно убеждают с высоких трибун, что гаишники часто смотрят сквозь пальцы на многие нарушения только потому, что «цена» им – 50 рублей. Дескать, такая сумма никого не остановит… Недавно депутат Владимир Плигин (автор законопроекта об увеличении штрафов) рассказал, что «стоимость» работы судебного исполнителя, который отвечает за их собираемость в бюджет – 250 рублей (за каждый штраф). Мол, поэтому они никак не взимаются, а вот стоит их повысить хотя бы до 300 рублей… Позвольте, но вот результат нашего маленького и не слишком объективного эксперимента: даже перспектива наказать нарушителя на две с половиной тысячи рублей практически ничего не изменила! Так что же, если поднять нижнюю планку с 50 до 300 рублей – будет больше догляда?
Часто приходится слышать: «достали», мол, владельцы дорогих автомобилей, те, что с мигалками и спецномерами – что бы они ни вытворяли на дороге, ГИБДД их как будто и не видит вовсе. Но, выходит, что и меня, рядового автовладельца и нарушителя, тоже не видит! Так что суть проблемы не только в размере штрафа, а и в тех людях, что обязаны следить за соблюдением правил и при их нарушении выписывать штрафы. А они в исполнении своих служебных обязанностей у нас не очень заинтересованы. Почему? Это тема отдельного разговора.