Без домыслов...
Сначала изменили требования к исправности транспортных средств при техосмотре, а спустя месяц – еще и правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей. И в том, и в другом случае не обошлось без мелких ляпов. Автомобилизированный наш народ привык уже относиться к правительственным нововведениям подозрительно, так что панические слухи возникли сразу. Здесь мы хотим разъяснить суть изменений, дополнений и поправок.
А ГОСТ И НЫНЕ ТАМ…
Итак, с 1 марта внесены изменения в ГОСТ Р 51709–2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Их трудно назвать революционными. На самом деле это просто приведение к единому знаменателю обновленных ПДД и «автомобильных» ГОСТов. Последние были опубликованы в начале года, и автомобилисты отреагировали на их появление очень остро. Особенно критиковали положения ГОСТа, относящиеся к светотехнике автомобиля, в первую очередь – запрет на «американскую» оптику. Оказывается, не зря. В конце марта правительство России отменило ограничения, касающиеся цвета поворотных огней. Говорят, премьер М. Фрадков дал поручение проанализировать соотношение между степенью безопасности и затратами на замену фонарей. Анализ (на это ушло два месяца) показал: овчинка выделки не стоит. Норму отменили.
Еще народ не понял, с какого-такого перепугу в ГОСТе появился пункт, согласно которому задний номерной знак должен быть освещен ОДНОЙ лампочкой. В большинстве автомобилей их две – что же, одну выкручивать перед прохождением ТО? Как нам объяснили в ДОБДД МВД РФ, в текст вкралась, как принято говорить, досадная опечатка: фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака на автомобиле должен присутствовать в количестве НЕ МЕНЕЕ одного, а не ОДНОГО. Опечаточку обещали в будущих изданиях поправить.
Не придется владельцам и комплектовать свой автомобиль дополнительными стоп-сигналами и противотуманками, если на их машинах такая светотехника не предусмотрена производителем. Единственное, что могут потребовать в ближайшем будущем по части светотехники, так это автоматический корректор фар на машинах с газоразрядной (ксеноновой) головной оптикой. Тем, кто купил автомобиль со штатным «ксеноном» (или ставил его у официального дилера), беспокоиться вообще не о чем – на таких машинах автокорректор уже в «базе». А вот любителям «гаражного» тюнинга придется такую небывалую «красоту» демонтировать. Или искать обходные пути для прохождения ТО (что мы, конечно, не приветствуем). То же относится и к тем, кто установил на свою крутую «восьмерку» самодельный «кенгурятник». Новый ГОСТ исключает возможность пройти техосмотр автомобилям с дополнительной защитной решеткой радиатора, если она «голая» – не имеет эластичного покрытия.
Согласно изменениям, внесенным в ГОСТ, техосмотр (по акустическим нормам) не пройдут и автомобили с демонтированными или неработающими катализаторами выхлопных газов.
Есть в новых ГОСТах и приятные изменения. Например, на 10% смягчены нормы эффективности торможения автомобиля; они теперь соответствуют европейским. Отменена проверка силы света внешних светосигнальных приборов. А еще при техосмотре не смогут придраться к плохому натяжению ремня привода усилителя рулевого управления и не проверят «частоту и угол размаха при работе дворников». Оказывается, на безопасность движения это не влияет.
ВЫДОХ НОМЕР ДВА
Сразу после новогодних праздников и Минздрав решил отметиться в том, что касается автомобилистов. В результате на свет появился приказ № 1 от 10 января 2006 года «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 308 от 14 июля 2003 г.». Отныне утверждена новая «Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством». Уф-ф-ф…
Несмотря на труднопроизносимые названия сих документов, процедура освидетельствования водителей практически не изменилась.
Водитель по-прежнему имеет право отказаться от предложения «дыхнуть» прямо на посту ДПС – это всего лишь повод для гаишника подтвердить свои подозрения. Не нравится «трубка» – надо сразу же настаивать на медосвидетельствовании врачом-наркологом. Лишь показания последнего будет принимать во внимание суд. Как и раньше, освидетельствование может проходить в стационарных медицинских учреждениях и в передвижных автолабораториях, и проводит его только врач, прошедший специальную подготовку. Исключение – сельская местность, где врача днем с огнем не найдешь; здесь сойдет и фельдшер. Правда, теперь медик должен иметь документ произвольной формы о прохождении специальной подготовки, действующий три года (предъявлять этот документ водителю он не обязан). Основанием для освидетельствования является протокол о направлении на эту процедуру, подписанный не только должностным лицом (как раньше), но и самим водителем. Формально, при отсутствии подписи последнего на протоколе, освидетельствование проводиться не может. При этом сам отказ водителя подписать протокол отказом от освидетельствования не является. Как врачи и инспекторы ГАИ будут выходить из этой ситуации – не совсем понятно.
Уточнены сведения, которые должны быть указаны в акте. Теперь это не только фамилия, имя, отчество водителя, но и его внешний вид: «поведение, эмоциональный фон, особенности речи, вегетососудистые реакции, состояние двигательной сферы, жалобы на свое состояние, наличие или отсутствие запаха алкоголя изо рта». Кроме того, для освидетельствования разрешается использовать только «зарегистрированные изделия медицинского назначения и разрешенные медицинские технологии». И опять же непонятно, кто должен выдавать эти разрешения (раньше такую функцию брал на себя Минздрав).
В любом случае, для начала должен исследоваться на алкоголь выдыхаемый воздух (результаты заносятся в акт). При этом пробы воздуха должны отбираться четыре раза (а не два, как раньше). Первый раз двумя разными приборами и спустя двадцать минут еще раз двумя (можно теми же). Если проба воздуха дала отрицательный результат, но налицо клинические признаки опьянения, отбирается «проба биологического объекта» (кровь или моча) для определения вещества, вызвавшего опьянение. По результатам освидетельствования врач делает одно из двух заключений: «состояние опьянения не установлено» или «установлено состояние опьянения».
В случае с алкогольным опьянением все более-менее просто. Если в местных лабораторных условиях установить наличие наркотического вещества в организме невозможно, решение о том, есть ли опьянение или нет, принимается (после тщательного анализа всех результатов исследований, естественно!) руководителем медицинской организации или его заместителем.
Отказ от освидетельствования на любой стадии этого процесса, как и раньше, чреват автоматическим лишением прав (хотя это прерогатива уже другого органа – суда).
НОВЫЕ ГОСТЫ И ПРАВИЛА – ЭТО ПОПЫТКА ПРИВЕСТИ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ К ЕДИНОМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ, НО И ТУТ БЕЗ ЛЯПОВ НЕ ОБОШЛОСЬ.