Конкурс
«ЭКСПЕРИМЕНТ ВЕКА»
Награда 6000 руб. за грамотный, полноценный ответ на 38-ю задачу назначена Алмазу МУСТАФИНУ из Татарстана.
Публикуя задачу № 38, мы не предполагали, что столкнемся с двумя позициями в ответах автолюбителей. Первые по достоинству оценили иронию, скрытую в условии задачи, и засыпали нас безукоризненными ответами. Смысл их – если мотор не работает, то, естественно, топлива не расходует, вибрациями не беспокоит, шумом не надоедает, а ресурс – почти безграничный: дорожная авария ему не грозит, а коррозия если и съест, то нескоро. Да и другие достоинства: почти образцовая экологическая чистота… и спокойный сон хозяина, которому некуда торопиться. Но если хозяин все же направится к машине и начнет прокручивать мотор, упрямо пытаясь пустить, стартеру и батарее не поздоровится.
Позиция другой группы читателей совсем иная. Весьма, скажем, любопытная. Казалось бы, ясно: если не представляешь, как работает машина, то и не вмешивайся – мало ли что может произойти. Ан нет, дядя-шутник пообещал свести расход бензина к нулю, значит, надо пробовать! Посыпались вопросы: как соединять свечи, почему мотор не заводится, почему чихает в карбюратор? Мы, честно говоря, огорчены. Автор, предложивший текст задачи, считал ее не сложнее предыдущей, но ошибся. Будем тешиться тем, что «экспериментаторы» не потеряли время зря – хоть кто-то да задумается над тем, как же работает простейшая система зажигания!
Вернемся к правильным ответам, в том числе – призера. Он напомнил о том, что последовательность работы цилиндров двигателя ВАЗ 1–3–4–2. Когда в первом заканчивается сжатие, в четвертом подходит к концу выпуск отработавших газов и начинается впуск. При работе на малых оборотах холостого хода угол опережения зажигания около 5°. Когда в первом цилиндре начинается сгорание, в четвертом (см. рис.) открыты оба клапана (перекрытие составляет 22°). А теперь соединим (мысленно!!!) первую и четвертую свечи дополнительным проводом. Что получилось? Свечи запараллелены. Напряжение с катушки подается сразу на две. А где следует ждать искру? В той свече, у которой меньше сопротивление искрового промежутка.
Если до нашего «эксперимента» свечи работали безукоризненно, то можно утверждать, что в первом цилиндре искры не будет, а щелкнет она в четвертом – там давление газов в этот миг во много раз ниже, чем в первом, где заканчивается сжатие. Понятно, мотор не запустится. Если же настойчиво прокручивать его стартером, возможны хлопки и в карбюратор, и в глушитель. В последнем, если ненароком скопится хороший заряд несгоревшей смеси, может рвануть – в лучшем случае до перманентного звона в ушах, в худшем – с последующей заменой глушителя.
Таким образом, предложенная «изобретателем» схема не более чем шутка. Для некоторых… «соленая»: учите матчасть, ребята! Кстати, в доброй половине писем, включая призера, рассмотрена и схема зажигания «десятки», упомянув которую автор задачи ухитрился сбить кого-то с толку. Дело в том, что в этой схеме для каждой пары свечей (например, первой и четвертой) применяется двухвыводная катушка зажигания. Здесь свечи соединены последовательно, и если уж происходит разряд, то сразу в двух. Но большая часть энергии затрачивается в цилиндре, где есть сжатие, оставшаяся – в другом. Кстати, «огромная» положительная роль холостой искры в деле очистки свечи – это, по сути, шоферская байка – правильно подобранная свеча в исправном двигателе обязана самоочищаться без каких-либо дополнительных фокусов с зажиганием. А в неисправном все равно в два счета замаслится. Особенно наглядно самоочистка видна, если вывернуть и осмотреть свечи, только что работавшие с высокой тепловой нагрузкой, например, после движения с большой скоростью.
Мы поздравляем Алмаза Мустафина с заслуженной наградой!
ЗАДАЧА СОРОК ПЕРВАЯ
НЕ КОЧЕГАРЫ МЫ...
По шоссе Москва–Рига автомобиль летел со скоростью, засечь которую – мечта любого голодного инспектора ГИБДД. Вот тут и случилось необычное: мотор словно задохнулся, машина стала терять скорость, на педаль газа почти не реагировала. Водитель – на обочину. Встал. Прислушался. На холостых мотор работает отменно, CHECK ENGINE не горит. Решил включить передачу… – и помчался как ни в чем не бывало. Впоследствии движок, правда, не раз «затыкался» – обычно на высоких оборотах, причем на шоссе с хорошим покрытием. На проселке же мотор – зверь! Понять причину помог случай: на верную мысль навел чумазый мужик на крыше, возившийся с печной трубой. Глянул на него наш герой – и бегом в автомагазин!
Закончите этот рассказ, друзья!
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 июня 2006 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail: [email protected]. Тел. (495) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные, в том числе дату и место рождения, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.