Конец забугорной свалки

КОНЕЦ ЗАБУГОРНОЙ СВАЛКИ

«Импортный секонд-хэнд начинает постепенно замещаться вторичными продажами иномарок, ввезенных когда-то в качестве новых и активно сдаваемых теперь во вторичный оборот, – поясняет партнер PriceWaterhouseCoopers (PWC) Стенли Рут. – С годами процесс пойдет все динамичнее». Эксперты прогнозируют, что уже к 2009 году надобность в массовом ввозе старых машин из-за границы может вообще отпасть. Причем без всяких повышений пошлин и прочих заградительных барьеров. Рынок подержанных авто переходит в руки автосалонов и официальных дилеров. «Короли секонд-хэнда очень скоро будут вынуждены привозить мизерное, по сравнению с прошлыми временами, количество подержанных автомобилей – в основном экзотику и те модели, что не ввозят официально», – прогнозирует руководитель аналитической группы «Авто-инжиниринг» Алексей Владимирский. «Импортный «хлам» перестает существовать как класс и не воспринимается более другими сегментами рынка всерьез», – таково мнение Хенрика Нензена, исполнительного директора комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ (АЕБ) и президента «Форд» в России.

СЕКОНД-ХЭНД НЕ СДАЕТСЯ

Однако пока рынок «серого» импорта здравствует. Но это до поры, убеждены официальные торговцы. С каждым годом машин, попадающих на перепродажу, будет все больше. Если в 1999-м в России было продано около 25 тыс. новых иномарок (это они формируют рынок нынешней «вторички»), то в 2001-м – уже почти 100 тыс., а в 2004-м – 405 тыс. штук. Через три – пять лет немалая их часть окажется на вторичном рынке, и «на 99,9% удовлетворит спрос на подержанные автомобили», прогнозирует Алексей Владимирский.

По словам Давида Павлова, директора отдела продаж автомобилей с пробегом компании «Мейджор», сейчас по схеме трейд-ин продается каждый пятый автомобиль, а через два-три года это будет, как минимум, каждый второй. Чтобы хоть как-то противостоять такому натиску со стороны «внутренней вторички», продавцы импортного секонд-хэнда тоже вынуждены предлагать машины в кредит, обмен, рассрочку. Причем даже те, что продаются частными лицами.

На рынок секонд-хэнда можно посмотреть и с другой стороны. В прошлом году продажи ввезенных подержанных авто составили 320 тыс. штук (с учетом растаможенных, но непроданных – 380 тыс.). С начала этого года рынок снова выходит на такие показатели. Значит, он хоть и стоит, но не падает – причем на фоне существенного (в разы!) роста продаж новых. «Люди хотят те автомобили, которые новыми они купить пока не могут», – считает Стенли Рут. А по мнению экспертов «Автосельхозмаш-холдинга», рынок подержанных иномарок в России будет существовать всегда с оборотом примерно $5–6 млрд. в год, то есть почти на нынешнем (и даже чуть более высоком) уровне. Хотя с 2002 года, когда были введены ограничительные пошлины на старые автомобили, рыночная доля подержанных машин, ввезенных из-за границы, успела снизиться с 27 до 12% и будет продолжать падать. Сказывается рост продаж дешевых новых иномарок, объясняет начальник аналитического отдела этой организации Виктор Пашков.. Любопытны коллизии и в финансовой сфере. Несмотря на то что рынок импортного секонд-хэнда стабилизировался, по данным PWC, в денежном выражении он все же вырос на 14% – за счет повышения пошлин и, главным образом, ввоза более дорогих автомобилей. Если в 2002 году за подержанные машины заплатили в сумме $4,2 млрд, то в 2005-м почти столько же ($4,1 млрд), хотя в количественном выражении рынок сократился в 1,7 раза (данные PWC).

ИГРА НА ПОРАЖЕНИЕ

И все же цивилизованный рынок наступает. Дело не только в том, что покупатели даже подержанных авто все больше хотят иметь достойное обслуживание, сервис, гарантии. Продавцы говорят о растущем стремлении наших автомобилистов чаще обновлять свой парк, приближаясь по этому показателю к Европе. Сейчас активно сдают в перепродажу именно пяти-семилетние автомобили (при том, что раньше машины держали по 10–20 лет). Отметим бурный рост сегмента трехлеток. В итоге, по прогнозам, цены на подержанные машины у официальных дилеров сравняются с ценами импортных подержанных уже в следующем году, причем во всех классах. А еще через год опустятся и полностью побьют импорт. Скажется не только растущая волна сдаваемых во вторичный оборот иномарок, но и законы цивилизованного рынка. Снижение стоимости нового автомобиля будет происходить не по спекулятивным и спросовым ценам, а естественным, технологическим путем. Машины начнут терять свою первоначальную стоимость гораздо быстрее, чем сейчас. Например, по данным известного немецкого каталога «Шваке», которым активно пользуются наши таможенники, машины гольф-класса за первые три года падают в цене в Европе на 30%, а через пять лет – более чем наполовину. Представительский и премиум-класс теряют в цене за пять лет примерно 27–30%. У нас же пока даже автомобили массового спроса и бюджетных марок дешевеют за такое время едва на треть. «Форд Мондео» только через семь лет становится дешевле в два раза. «Фольксваген Пассат» и «Мазда» держатся и того дольше. Еще неохотнее с годами «уступают» в цене вседорожники и представительские автомобили. «Сказывается повышенный спрос на отдельные группы машин, марки и модели, а также разница между именитыми брендами и машинами массового спроса», – говорит Алексей Владимирский.

Местную «вторичку» будут покупать все охотнее еще и потому, что качество машин, прошедших диагностику и устранение неисправностей у официальных дилеров, выше, чем у ввезенного серым образом секонд-хэнда. И значительно меньше шансов нарваться на криминальную машину. К тому же официальный дилер, продавец трейд-ин, отвечает за нее по гарантии и никуда не исчезает, в отличие от «серых» фирм, тем более – частных лиц. Выбор в автосалонах уже сейчас во многом удовлетворяет спрос – ведь и подержанные автомобили покупают в основном одного и того же класса и марок (немецкие, джипы, и т.д.), а доля экзотических машин, необычных и редких комплектаций едва превышает 3%.

СТАРЬЕ – НА СВАЛКУ

Еще стремительнее растет «вторичка» отечественных подержанных автомобилей. Предложения ВАЗов в газетах объявлений уже сейчас занимают до 35% всех объявлений. Очевидно, что спрос на предельно дешевые машины будет всегда. А с годами рынок подержанных отечественных авто вырастет многократно, поскольку они стареют технически и морально быстрее «иностранцев», их физически больше на рынке, и при первой возможности автолюбитель зачастую стремится обзавестись пусть плохонькой, но иномаркой. Кому в таком количестве понадобятся старые подержанные отечественные автомобили через три–пять лет?

Некоторые эксперты предполагают, что предложение превысит спрос и в стране заработают наконец, в полную силу автосвалки и «прессы», как в автомобильно развитых государствах. Откроется новый для нас бизнес. Кто станет у его истоков в России? Не исключено, что те, кто сегодня ввозят секонд-хэнд из-за границы. А дело это, между прочим, не менее прибыльное. Вопросы сдачи старого автомобиля в утиль остры уже сейчас, но все еще не решены. В Европе, например, в прошлом году было утилизировано более 50 млн автомобилей. Только в Германии на этом рынке действуют 40 шредерных установок (в Англии – 46, во Франции – 40). В России их только две (под Москвой и под Петербургом). И это при том, что автомобильный металлолом на 74% сокращает энергопотребление и на 80% загрязнение окружающей среды в пересчете на одну тонну сырой стали при изготовлении нового автомобиля. Вот еще один резерв экономии для отечественного автопрома.

Подпишитесь на «За рулем» в