«крайслер» – с волги, «ниссан» – с невы
Сначала калининградский «Автотор» объявил о запуске сразу двух проектов – по сборке автомобилей «Шевроле» и «Чери» (ЗР, 2006, № 5), а вслед за этим поступили еще более масштабные новости. На Горьковском автозаводе скоро начнут собирать автомобили «Крайслер», а японский «Ниссан» построит новый завод в Санкт-Петербурге! Оба события – значащие для экономики страны, хотя подход к решению одной проблемы – разный.
С ВОЛЖСКИМ РАЗМАХОМ
Совершенно неожиданно, как показалось многим, «Группа ГАЗ» приобрела у концерна «Даймлер-Крайслер» за 150 млн. долл. лицензию и оборудование для производства автомобилей «Крайслер Себринг» и «Додж Стратус» (обе эти идентичные модели в США снимают с производства). Демонтаж заводского оборудования на берегу озера Мичиган начался в мае, затем оно проследует на берега Волги для Горьковского автозавода. Первая партия машин должна быть собрана уже в 2007 году. На начальном этапе все комплектующие будут поступать из-за границы, а затем ГАЗ намерен перейти к поэтапной локализации производства. Но это еще не все новости из-за океана.
Нижегородцы вот-вот должны заключить долгосрочное соглашение на поставку двигателей «Крайслер» из Мексики для легковых и коммерческих автомобилей. Проектная мощность приобретенной линии по выпуску легковых «себрингов» – 65 тыс. в год, но на том же оборудовании можно развернуть производство и других машин, в том числе и коммерческих – до 200 тысяч. Вспомним, что семьдесят лет назад Горьковский автозавод начал свою историю именно с выпуска американских автомобилей. Первая легковая модель – ГАЗ-А была копией «Форда-А». Впрочем, и сам завод построили по фордовскому проекту. Известно, что американская инженерная и дизайнерская школы оказали серьезное влияние на поколения горьковских конструкторов.
Спрашивается, почему выбор пал именно на эту вполне удачную, но не очень известную модель «Крайслера». По словам директора по связям с общественностью «Группы ГАЗ» Владимира Торина, маркетологи, исследовавшие рынок, пришли к выводу, что класс D сегодня один из самых перспективных на российском рынке: продажи здесь растут ежегодно на 40%. По размерам «Себринг» почти что наша «Волга», не говоря уже о том, что российскому менталитету вообще близки американские автомобили. Не последнюю роль, видимо, сыграла и цена, запрошенная «Крайслером» за завод и лицензию, – это предложение было не единственным, которое рассматривали на ГАЗе и, наверное, его сочли наиболее приемлемым.
Тем не менее своим ключевым направлением «Группа ГАЗ» по-прежнему считает коммерческие авто, а покупку лицензии на производство легковой модели просто очень выгодной сделкой для предприятия.
Дальнейшая судьба нижегородского «Себринга» зависит от многих факторов – продвижения марки на рынке, создания разветвленной дилерской и сервисной сетей и, конечно же, цены на автомобиль. Пока обещают от 15 тыс. долл., что для автомобиля класса D сегодня более чем привлекательно. Правда, до начала серийного производства еще как минимум полтора года, и сможет ли завод уложиться в эти жесткие рамки – сказать сложно.
По условиям лицензионного соглашения россияне могут не только вносить изменения в конструкцию «себрингов» (видимо, в первую очередь это коснется подвески, которая для наших условий слишком «мягкая»), но и дать автомобилям, собранным в Нижнем Новгороде, собственное, новое имя. На сайте «За рулем» возник даже самодеятельный конкурс на лучшее название. Вот только некоторые предложения: «Ангара», «Енисей», «Байкал» (по аналогии с «Волгой», видимо), «Варяг», «Выстрел», «Элегант», «Русич», «Феникс», «Эврика», «Катюша», «Олень» и даже «Эрика» (по имени одного из авторов соглашения, вице-президента «Группы ГАЗ» Эрика Эберхардсона). Впрочем, имя – не самое главное.
ОКНО В ЯПОНИЮ
Не успели утихнуть восторги по поводу нью-«Волги», как еще одно известие обрадовало российских автомобилистов: компания «Ниссан» объявила, что будет строить завод в Санкт-Петербурге; инвестиции в проект составят 200 млн. долл. США (или 5,5 млрд. рублей). Строительство начнется, как только будет подписано инвестиционное соглашения с Минэкономразвития РФ. Уже даже определено и место – район поселка Каменка, на северо-западе города (промзона Шушары, где уже строится завод российской «Тойоты», находится на противоположном конце мегаполиса). Кстати, поговаривали, что в свое время «Ниссан» активно зазывали на ГАЗ, но японцы, подумав, решили развернуть производство в «чистом поле»…
Сроки начала строительства еще не определены, хотя уже известно, что «ниссаны» начнут сходить с питерского конвейера в 2009 году; проектная мощность завода – 50 тыс. авто в год. Естественно, о моделях (и тем более – о ценах) говорить пока рано, но японцы сообщают, что намерены выпускать несколько моделей, адаптировав их для российского рынка. На заводе будет занято около 750 человек.
«Россия является очень успешным рынком для нашей компании, мы видим большие возможности в будущем, – заявил президент «Ниссан мотор» Карлос Гон. – Россия – важная часть нашей глобальной стратегии, и этот проект демонстрирует нашу уверенность в высоком потенциале российской экономики». Называя причины, определившие Санкт-Петербург местом производства автомобилей «Ниссан», г-н Гон отметил высококвалифицированную рабочую силу, удобное расположение, благоприятный деловой климат, а также поддержку со стороны правительства города.
Итак, благодаря активности властей Санкт-Петербурга и Ленинградской области на северо-западе страны возникает новый центр российского автопрома. Здесь уже собирают автомобили «Форд», автобусы «Скания», тягачи и другую технику марки «Катерпиллер»; здесь строится завод «Тойота», а теперь будет и «Ниссан»…
Но питерское направление не единственное. Уже известно, что в РФ будет построен и сборочный завод «Фольксвагена». Так решил все в том же апреле наблюдательный совет компании. Еще не принято окончательное решение о площадке. Раньше называли Ступино Московской области, теперь вроде бы рассматривают и другие варианты – в Ярославской и Владимирской областях. Зато уже известно, какие будут собирать автомобили в России. Это «Шкода Октавия» второго поколения и обновленный «Фольксваген Пойнтер»; общая мощность производства – 115 тыс. в год.
Выходит, крупнейшие мировые производители поверили, что растущий автомобильный рынок в России – это всерьез и надолго.