Аудиоминимум

АУДИОМИНИМУМ

Вот с этой позиции покупатели большинства российских автомобилей ничуть не обижены – в лучшем случае (на новых моделях ВАЗа, ГАЗа) в пучках проводов можно найти те, что нужны для подключения магнитолы. Как говорится, и за это спасибо: мастер-установщик избавлен от утомительной работы по прокладке проводов – в первую очередь, к штатным местам для установки акустических элементов – динамиков. В некоторых случаях (см. фото 1) за «пустышкой», закрывающей место под магнитолу, скрываются готовый электроразъем акустики 1, штатный антенный кабель 2, силовой электроразъем 3. На нашей «Калине» все это заводом уже предусмотрено. Если же автомобиль похвастать подобной подготовкой не может, задача мастера-электроустановщика существенно усложняется – придется разобрать немалую часть салона. Останавливаться на этой нужной, но неинтересной работе нет смысла. Поговорим о самой магнитоле (фото 2), ведь от ее правильного выбора зависит многое. Приведем требования, обязательные для любого аппарата.

1. Энергонезависимая память: настройки не исчезают, не меняются при отключении и новом подключении батареи.

2. Простота управления. Чем меньше манипуляции с магнитолой отвлекают от дорожной обстановки, тем лучше. Предпочтительны аппараты, в которых кассетник управляется кнопками, а не рычажками. При нажатии одной и той же кнопки поочередно включаются кассетник, приемник и т.д.

3. Современные аппараты, как правило, дополнены джойстиками и беспроводными пультами управления, способствующими максимальной концентрации на управлении автомобилем.

4. Внешний облик. Не удивляйтесь, это важно! Удобство управления, безусловно, зависит и от мелочей – размеров кнопок, их формы, размещения, цвета, яркости свечения символов на дисплее и т.п.

5. Легкость чтения информации на дисплее (развитие п. 4): неудачно сориентированная матрица, особенно при низком расположении магнитолы, вынуждает водителя нагибаться, чтобы рассмотреть символы. А если на дисплей попадает яркий солнечный свет, информация становится невидимой. Не хватало из-за этого попасть в аварию!

6. Максимальная защита от кражи. Сегодня большинство аппаратов имеют съемные панели управления, панели-маски. Есть и просто легкосъемные магнитолы с энергонезависимой памятью. (Минус последних очевиден – покидая автомобиль, приходится уносить с собой аппарат!)

Еще одно требование – не обязательное, но полезное: на тыльной стороне головного блока аудиосистемы желателен современный евроразъем. Он позволит при необходимости подключить любую другую магнитолу с таким же разъемом (фото 3).

[caption id="attachment_190439" align="aligncenter" width="150" caption="В продаже есть евроразъемы для

магнитол.

"]

[/caption]Для большинства автомобилистов музыка – приятное дополнение к поездке, а не наоборот. Но у каждого могут быть свои причуды: есть люди, для которых аудиоминимум, о котором идет речь, попросту скучен. А специалисты-акустики тут как тут! Легко заведут неопытного автолюбителя в дебри теории распространения звука, его отражения, рассеивания, и вот уже клиент понимает, что без перекройки всего салона не обойтись. Хорошо, что не кузова! Конечно, специалисты, как всегда, правы: чтобы музыка воспроизводилась во всех нюансах, диапазон слышимых нами частот (от 20 до 20 000 Гц) надо охватить несколькими динамиками – от самых низкочастотных сабвуферов до высокочастотных «пищалок». Но как все это втиснуть в компактный автомобильчик? Вам уже грезится большая машина – тот самый «автомобиль для музыки»! Мы же считаем себя в первую голову автомобилистами, которым магнитола, динамики, усилители делают пребывание за рулем более комфортным.

Поэтому остановились на среднечастотных динамиках и поставили их на места, предусмотренные заводом. Специалисты предупредили – звучание будет не лучшим. Пусть так – нас оно устраивает, как и многих других. Не только «Калину», даже «Оку» можно уподобить концертному залу, но задача эта непростая, а услуги профессионалов-акустиков недешевы.

Между прочим, при неудачной установке мощных (особенно низкочастотных) динамиков случается, что сильные акустические колебания, сотрясая панели салона и кузова, вызывают неисправности систем самого автомобиля.

На «Калине» к штатным местам для динамиков уже подведены провода с разъемами. А значит, с установкой магнитолы и динамиков вполне может справиться большинство автолюбителей, не пугающихся одного лишь вида отвертки. Если штатных мест не предусмотрено, придется подготовить. Вот тут есть резон учесть накопленный опыт, чтобы закрепить динамики наиболее грамотно. Известно, например, что хлипкие панели дверей или гибкая задняя полка – враги хорошего звука; эти детали усиливают фанерой, текстолитом и т.п.

Как правильно подключить магнитолу к источнику питания? Чтобы не возникло проблем с работой приемника, плюсовой провод, как правило, прокладывают от АКБ напрямую к магнитоле, без лишних разъемов, переходов и т. п. (Врезанный в провод предохранитель – вынужденное нарушение этого условия.) Кроме того, капот моторного отсека заземляют.

Антенна – один из важнейших элементов (фото 4). На первый взгляд проблем нет, ведь на любом куске провода, помещенном в переменное электромагнитное поле, наводится электродвижущая сила. Передачу хотя бы одной радиостанции можно принять, но… при условии, что у магнитолы хороший тюнер. А, к примеру, в Москве подобная антенна позволяет слушать с десяток станций. Однако для уверенного приема требуется хорошая, серьезная антенна и соответствующий, высокого качества кабель, соединяющий ее с аппаратом. Кабель должен быть экранирован, а сам экран заземлен через штекер на корпус магнитолы. Центральная жила соединяет активный элемент с входной цепью тюнера магнитолы.

На фото 4 показана антенна на крыше «Калины». Место под нее (отверстие в крыше, проложенный сюда кабель) предусмотрено заводом. Ваше дело – удалить заглушку, подключить и закрепить антенну.

Правильно ли включены динамики? Есть несложные приемы проверки. Так, салон автомобиля должен отзываться на басовые аудиозаписи – гудеть, резонировать (тембр НЧ – на максимум, включен режим LOAD). Если сочности, густоты на низких частотах нет, стоит проверить, не допущена ли ошибка при подключении хотя бы одного динамика (предельный случай – динамик вообще не работает).

Такая (субъективная) оценка звучания динамиков – самая верная: ведь их звук предназначен не для измерительного прибора, а для человеческого уха. Последнее воспринимает те или иные частоты по-разному, в том числе низкие. Обычно в салоне есть четыре динамика (по два спереди и сзади) либо два. Если водитель один, он может регулировать их баланс под себя, любимого. В поездке с пассажирами оптимальную настройку динамиков придется изменить. И будьте благоразумны, подключая дополнительные динамики или оконечные усилители – это тот случай, когда лучшее может стать врагом хорошего.

Подпишитесь на «За рулем» в