С дырочкой в левом боку
К чему ведет недосмотр, увы, хорошо известно. Конечно, автомобиль – не аэробус с его мудреными органами управления, но и отказ простенького гидропривода тормозов может стать, выражаясь по-современному, «судьбоносным». Не желая рисковать – особенно на старой машине, с обветшавшим гидроприводом, – добросовестный автомобилист старается почаще заглядывать под капот, чтобы удостовериться в наличии рабочей жидкости в бачке. Кое-кто ехидно возразит: зачем, мол, лезть под капот, если на панели приборов – сигнализатор уровня?
Действительно, зачем? Ведь иные лодыри и правда под капот не заглядывают! Кто-то называет их оптимистами. Они считают сигнализатор абсолютно безотказным: лампочка никогда не перегорит, провод не отвалится, контакты не покроются грязью, поплавок не заест… Бывалые не столь доверчивы (сказывается печальный опыт) – и хотя «мистикой» нас не возьмешь, вполне допускаем возможность опасного совпадения, когда жидкость ушла, а сигнализация не сработала. Вот почему, открыв капот, проверяем и ту, и эту: нажав, притопим поплавок до замыкания контактов – красная лампочка должна загореться. Не реагирует – ищем причину.
Иногда спрашивают, почему создатели сигнализатора не организовали его работу иначе – чтобы при включенном зажигании контрольная лампа постоянно светила, а в случае падения уровня гасла. Дескать, так надежней: независимо от причин погасшая лампа означает «проверь»! Но контрольных ламп на машине немало – наблюдать «звездное небо» из них, особенно ночью, не больно-то приятно. Кроме того, доказано: человек острей реагирует на вспыхнувшую лампу, чем на погасшую.
Итак, примем «сигналку» такой, какая есть. Но на многих автомобилях есть и гидропривод сцепления. Таковы «Жигули», «Нива», «Волга», прежние «москвичи». Конечно, отказ сцепления неприятен, но все же не столь опасен, как отказ тормозов, – возможно, поэтому за уровнем жидкости в приводе сцепления ни одна система не следит – разве что хозяин. А дело-то легко поправимое, на иномарках давно обкатанное. Что мешает сделать подпитывающий бачок общим для сцепления и тормозов? Преимущества очевидны – это и единая система контроля уровня жидкости, и упразднение лишнего бачка – под капотом станет больше места. (Некоторые предлагают ставить в бачок сцепления еще один поплавок – насмешили!)
Мы запитаем главный цилиндр сцепления от бачка тормозов, благо сделать это несложно. Независимо от места утечки жидкости – в приводе сцепления или тормозов – контрольная лампочка об этом известит, заставит поднять капот. А способов реализовать идею, по меньшей мере, два.
Первый – самый простой и недорогой. Купили металлический тройник и с его помощью шланг от питательного бачка сцепления к его главному цилиндру включили в тормозной контур (см. фото 1 и рис. 1). При этом системы останутся независимыми: если жидкость вытекла из привода сцепления, то тормоза сохранят работоспособность. После ремонта привода сцепления и доливки жидкости прокачивать тормоза, скорей всего, не потребуется. Показанную на фото реконструкцию мы применили на VAZ 2104.
Но возможно и другое решение, пожалуй, более красивое (фото 2). На новенькой «Шевроле-Ниве» переделали сам тормозной бачок. В нижней части левой стенки вварили горизонтальный штуцер (от главного тормозного цилиндра VAZ 2101) и соединили его, использовав подходящий шланг, с входным штуцером главного цилиндра сцепления – здесь воспользовались угловым штуцером от VAZ 2121. (На схеме этот вариант показан прерывистыми линиями.) Никаких лишних хомутов, тройника и т.д. Как вам это понравится?