Новые правила на 12 персон
Баттон пожертвовал шестым местом и тремя зачетными очками ради возможности стартовать на следующем этапе чемпионата мира с новым двигателем. Если бы он финишировал, то, согласно правилу «одного мотора на две гонки», замена силового агрегата привела бы к потере десяти позиций на стартовой решетке Большого приза Сан-Марино.
Волей-неволей возникают вопросы. Первый: что это за гонки такие, где пилоты добровольно отказываются от зачетных очков? И второй, более вольнодумный: надо ли вообще такое правило? Его ведь ввели, чтобы удешевить гоночный процесс – команды сами об этом молили! А на поверку теперь они только и мечтают, чтобы двигатели постоянно были свежие.
Несмотря на все совместные усилия ФИА и боссов команд, регламент формулы 1 по-прежнему далек от идеала. В нем масса спорных пунктов. Например, порядок квалификации: фавориты ныне отрабатывают почти всю программу кое-как и лишь в самом конце делают один-два быстрых круга. Зрители должны на это смотреть и за это платить? Более того – сама суть квалификации исходит от безопасности гонок: впереди, по уму, должны стартовать быстрые пилоты, а медленные – сзади.
Подобных немного странных правил за годы борьбы с тотальным доминированием «Феррари» и Михаэля Шумахера накопилось немало. Даже командную тактику поставили под запрет, хотя командный зачет остался. Пилот теперь не может обогнать партнера по команде без опаски быть обвиненным в «командной тактике». Но обгонять порой все равно приходится. Под дамокловым мечом дисквалификации и иных санкций гонщики изображают ожесточенную борьбу либо заранее придумывают отговорки – дескать, у коллеги был совсем плохой комплект шин. К слову, не очень-то и верится, что эксклюзивные покрышки, изготовленные лучшими шинниками мира из лучших материалов по современнейшим технологиям на самом передовом оборудовании, могут сильно разниться по качеству.
Если не все, то многие накопившиеся несуразицы призван устранить абсолютно новый технический регламент, вводимый в действие с 2008 года вместе с новым «Договором согласия» – главным нормативным документом чемпионата мира. После долгих торгов (в основном касаемо распределения прибылей) ведущие команды весной подписали, наконец, этот «Договор», а Всемирный совет ФИА утвердил регламент. Таким образом, формула 1 определилась, как она будет жить дальше.
Правило «одного двигателя на две гонки» остается, но наказание за внеплановую замену будет иное – весовой балласт, что как будто более разумно. Дополнительно, с прежней целью снижения расходов, вводится «одна коробка передач на четыре гонки» – замена коробок тоже карается балластом. Поставщик шин – единый для всех. Кроме того, президент ФИА Макс Мосли предлагает ввести пятилетний мораторий на разработку новых двигателей: допустимо будет раз в год модернизировать отдельные, четко оговоренные узлы и детали, но не всю конструкцию в целом. Не все команды с этим согласны, но спорные моменты так или иначе придется решить до 30 июня этого года, чтобы команды могли спокойно начать работать над машинами сезона-2008.
Видимо, новый «Договор согласия» действительно хорош и гармоничен (касаемо распределения прибылей?), поскольку уже выстроилась целая очередь желающих стартовать в 2008 году. ФИА получила 22 командные заявки! Среди потенциальных дебютантов – «Минарди» (бывший хозяин «Минарди» Пол Стоддарт сохранил несколько шасси и все права на использование бренда), «Продрайв» (Дейвид Ричардс, бывший босс BAR, начал постройку технического центра под формульный проект), несколько команд из серии GP2. Даже «Мак-Ларен» решил, что и ему неплохо бы обзавестись дочерней командой – подобно «Ред Булл» и «Хонде». Как жаль, что в свое время, когда чемпионат терял разорившихся игроков одного за другим, ФИА постановила раз и навсегда: формула 1 – элитный клуб на 12 персон…