Все, что было задумано
Постановление № 100 включает шесть пунктов самой программы и восемнадцать приложений к ней. Для координации мероприятий и их финансирования при МВД РФ создана «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» со штатом ни много ни мало 70 человек. На содержание дирекции только в первый год реализации программы из ее бюджета выделяется 29,7 млн. рублей. Действительно, кто-то же должен обеспечивать выполнение всего, что намечено, в срок и в полном объеме!
ГОД ИССЛЕДОВАНИЙ
В ФЦП названы причины высокого уровня травматизма на наших дорогах. Среди них, к примеру, «отсутствие в стране системы организационно-планировочных и инженерных мер, направленных на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах», абсолютная неэффективность помощи пострадавшим в ДТП и т.д. Со всем этим мы сталкиваемся ежедневно…
Программа, как уже сказано, рассчитана на семь лет. На первом ее этапе (текущий и следующий годы) предстоят в основном профилактические мероприятия, а также разработка новой законодательной базы: стражам безопасности на дорогах надо дать в руки надежный инструмент. Особая часть программы на это время – не удивляйтесь! – воздействие на сознание наших граждан. В самом деле: назрела острая необходимость сформировать у них негативное отношение к правонарушениям на дороге и вместе с тем выработать стереотипы законопослушного поведения. В документе 25 (!) позиций посвящены одной теме: как добиться того, чтобы наши граждане – водители и пешеходы сознательно не нарушали правила.
Но это – пока теория. Не менее показательно, что конкретно (и за сколько) будет сделано уже в этом году. Начнут с исследований и разработки на их основе «критериев пригодности кандидатов в водители по медицинским показаниям», на что потратят 3 млн. руб. Внушительные суммы запланированы на «разработку научно-методических основ оценки теоретических знаний и практических навыков водителей» (1 млн.), на «научную разработку критериев профессионального отбора водителей для перевозки пассажиров» (3 млн.) и на «методическое обеспечение системы повышения профессионального мастерства шоферов» (5 млн.). Это еще не все. Для них же на создание системы тренинга планируется потратить 10 млн., на «исследование проблемы подготовки профессиональных стандартов» (заметьте, еще не на выработку самих стандартов!) – 4 млн., а анализ того, соответствуют ли программы обучения современным требованиям или нет, обойдется в 6 млн. рублей. В общей сложности ради того, чтобы оценить, правильно или нет готовят водителей, собираются потратить за год 30 млн. рублей. Впрочем, и без исследований понятно, хорошо или плохо готовят у нас водителей всех категорий.
– Автошколы – наша давняя головная боль, – говорит по этому поводу глава ДОБДД МВД РФ В. Кирьянов. – Учат не водить машину, а сдавать экзамены. Министерство образования выдает лицензии, при этом не контролирует выполнение лицензионных требований. А условия обучения? Где вы видели нормально оборудованные полигоны? В лучшем случае – асфальтированная площадка. В результате из автошкол выходят не водители, а «полуфабрикаты». Руль крутить умеют, а ездить… Не случайно ведь каждое третье ДТП у нас – по вине водителя с небольшим стажем. Были же в советской практике «неполноценные» права: пока ездить толком не научился – не вправе разгоняться выше 70 км/ч. Мы тоже хотим ввести ряд ограничений.
БЛИЖАЙШИЕ ТРАТЫ
Еще одна крупная статья расходов в этом году – защита детей на дороге. Сюда входит профилактика детского травматизма (18 млн. руб.), подготовка преподавателей и пособий по БД для детей, а также проектирование детских автогородков (всего 26 млн.). Плюс к тому – изготовление световозвращающих приспособлений для школьников (13 млн.) и создание видео- и телефильмов по безопасности для детей (38 млн. руб.).
– Дети, безопасность их жизни – приоритет программы, – подчеркивает генерал Кирьянов. – Сегодня мы с тревогой говорим о демографическом спаде, низкой рождаемости. Но не будем забывать о том, что дети гибнут и на дорогах. В России число ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет (в расчете на 10 тысяч единиц транспорта) почти в 30 раз выше, чем в Италии, и в 10 раз – чем в Великобритании и Испании. Тем не менее, когда в начале года зашла речь о детских креслах в автомобиле, многие автовладельцы усмотрели в этом корыстный умысел ГИБДД, нарушение прав человека и прежде всего стали считать, во что им обойдется эта «блажь» гаишников. Но речь-то идет о жизни, здоровье НАШИХ детей!
Обеспокоенность вызывает и то, что ребята не знают правил дорожного движения, не умеют ориентироваться в дорожной обстановке. Школьные и дошкольные учреждения мало внимания уделяют пропаганде безопасности на дорогах.
Немалые средства в текущем году выделяют на техническое перевооружение ГИБДД – и это в первую очередь должны ощутить (и оценить, если все пойдет по программе) российские водители. Сто тридцать миллионов должно пойти на закупку радаров и видеокамер, 46 млн. – на новый спецтранспорт, 20 млн. – на современные экзаменационные комплексы. Дальше – больше. Без малого 300 млн. рублей потратят на модернизацию светофоров, 31 млн. – на обустройство наиболее опасных участков дорог, 82 млн. – на установку дорожных знаков и 100 млн. – на покупку передвижных лабораторий для гаишников. А еще около 100 млн. выделено на разработку методик и стандартов оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
Вспомним, что первый год реализации программы отводится в основном на подготовку теоретической базы, а масштабные практические мероприятия последуют потом, и сделаем для себя вывод о возможных результатах. При условии, конечно, что ФЦП будет неуклонно выполняться, а не останется документом для истории. Кстати, все пункты и запланированные под них расходы занимают более ста печатных страниц и даже перечислить их здесь невозможно, да и не нужно.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ
Все они названы в преамбуле к программе, где определены ее цели и задачи. В качестве государственного заказчика-координатора, просто государственного заказчика и разработчика программы обозначено Министерство внутренних дел РФ (входящая в его структуру Дирекция – главный исполнитель и одновременно контролер). Руководитель ФЦП – министр внутренних дел РФ, управляет реализацией программы государственный заказчик-координатор (опять же МВД). В списке фигурируют и другие министерства и ведомства. Главная цель программы – сократить к 2012 году число погибших в ДТП в 1,5 раза, а число аварий – на 10% (по сравнению с 2004 годом); ожидаемый социально-экономический эффект от ФЦП – 626 млрд. руб. Правда, чтобы достичь этого, надо потратить за неполных семь лет 52,8 млрд. рублей. На первый год выделено 1665 миллионов. При этом львиная доля бюджетных средств (865 млн. из 1080) по распределению досталась самому МВД, которое обязано «в установленном порядке» отчитываться о «ходе и результатах реализации Программы» перед правительством и Минэкономразвития. Кроме того, само МВД обязуется в ближайшее время разработать некие «процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о мероприятиях программы».
Что же, будем ждать и этих процедур. А то ведь кто-то из независимых депутатов, общественных деятелей, журналистов, экспертов высказывает опасение, что такая нужная и важная программа в руках одного-единственного ведомства (при этом очень закрытого по своей природе), окажется, скажем так, однобокой. И средства на нее будут тратиться тоже исходя из оценок лишь одного этого конкретного ведомства.
Впрочем, уже то, что в стране появилась федеральная программа по безопасности дорожного движения само по себе большое достижение. Мы ведь за это боролись на страницах журнала много лет и об этом, в частности, писали в прошлом году министру внутренних дел. Данная программа, по словам главного инспектора безопасности дорожного движения В.Кирьянова, и есть в какой-то мере ответ на наш запрос.
Что же – мы, в свою очередь, обещаем внимательно следить за тем, как министерство выполняет свои планы, в этом ответе изложенные.
ЧИСЛО ПОГИБШИХ НА 10 ТЫС. ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ТРАНСПОРТНЫЙ РИСК) В РОССИИ ВЫШЕ В 4–8 РАЗ, ЧЕМ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ, А ЧИСЛО ПОГИБШИХ НА 100 ТЫС. НАСЕЛЕНИЯ (СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК) – В 1,6 – 3 РАЗА