Техосмотр. ЗНАК ГТО НА ГРУДИ У НЕГО
Тогда на конференции в Санкт-Петербурге представители «станций контроля технического состояния автотранспортных средств с использованием средств технического диагностирования» со всей России решили объединиться под эгидой НПСО «ТехЭксперт» и выработать консолидированное решение по наболевшему вопросу: кто будет отвечать за техосмотр? Формально на этот вопрос дает ответ постановление Правительства РФ № 880 от далекого 1998 года, суть которого – допустить к проведению техосмотра не только названные выше станции, принадлежащие ГИБДД, но и частные структуры. Процесс мирного сосуществования на этом поле компаний всех форм собственности был рассчитан на семь лет. И что же? А ничего – постановление, можно сказать, так и не заработало. Уж слишком это прибыльный для одних лиц (в прямом смысле слова) бизнес, чтобы отдавать его другим. Пока шли споры, по некоторым сведениям, заветный талончик ТО в Москве (это если без нервотрепки, даже не предъявляя автомобиль!) уже подорожал до 150 евро! По словам генерального директора «ТехЭксперта» Сергея Зайцева, в Вологодской, Ярославской, Костромской, Кемеровской, Сахалинской областях, Республике Карелия к проведению государственного техосмотра юридические лица и частные компании вообще не допускаются. Между тем еще в июле 2005 года в стране должно было действовать уже 3066 центров. По данным же ГИБДД, на территории РФ сегодня их всего-навсего 1549.
Теперь вам ясно, откуда берутся многокилометровые очереди на техосмотрах? По мнению представителей частного бизнеса, во всем виноват пункт 12.1 КоАП РФ, который запрещает проверку технического состояния автомобиля с использованием средств технического диагностирования (тот самый инструментальный контроль!). Его нормы в национальных стандартах и ГОСТах отсутствуют – все отдано на откуп местным властям, которые в абсолютном большинстве регионов твердо уверены: доверять проведение техосмотра можно лишь людям в погонах…
Проблема тут не только в огромных очередях, где теряют часы и дни миллионы автовладельцев в России, и даже не во взяточничестве офицеров, которые «сидят» на выдаче драгоценных талончиков ГТО. Проблема – в безопасности дорожного движения вообще.
Стоит напомнить, что контроль за техническим состоянием автотранспортных средств в большинстве стран мира осуществляют специализированные станции контроля технического состояния машин, получившие сертификат от министерства транспорта или иной уполномоченной на то организации. И несут ответственность за это как перед тем, кто сертификат выдал, так и перед страховыми компаниями (если что случится). Как недавно сообщил Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, социально-экономический ущерб от ДТП ежегодно составляет у нас более 200 млрд. рублей. Тому, конечно, немало причин, и одна из них в том, что система контроля за состоянием транспортных средств в России не работает.
У нас в стране до сих пор непросто установить истинную причину ДТП – не всегда и не везде проводят техническую экспертизу на месте. По какой причине автомобиль попал в аварию? Уснул водитель, недопустимые дорожные условия или виновата техника? Официальная статистика говорит о том, что всего 1,5% всех ДТП в России на «совести» техники. По неофициальным данным эта цифра куда выше – до 15%.
Сейчас, как никогда остро, стоит вопрос выработки государственной политики в области безопасности дорожного движения. Об этом недавно говорил и первый замминистра МВД Александр Чекалин. Найдется ли в ней место для цивилизованного государственного технического осмотра в исполнении профессионалов? Как, кстати, без малого десять лет назад было записано в упомянутом выше постановлении правительства.
ВОСЕМЬ ЛЕТ НАЗАД ПРАВИТЕЛЬСТВО РАЗРЕШИЛО ДОПУСТИТЬ К ПРОВЕДЕНИЮ ГТО И ЧАСТНЫЕ СТО. ТОЛЬКО ИХ НЕ СПЕШАТ ПОКА ДОПУСКАТЬ...